|
Российские импортеры вин с четвертой попытки создали собственную ассоциацию, которая не только будет лоббировать их интересы во властных структурах, но и повышать популярность вина в России. Поставщики обещают, что если потребление вин вырастет, а издержки от госрегулирования рынка упадут, то цены на него снизятся - во всяком случае, в ресторанах, которые делают наценки на вино сегодня, по их мнению, слишком высокими.
«Нам очень хотелось бы в течение ближайших нескольких лет увеличить потребление вина в России втрое до среднеевропейского уровня, - рассказал на пресс-конференции, посвященной началу работы Ассоциации импортеров вин, один из ее основателей, глава компании "Юнайтед Дистрибьюторс" Валерий Филатов . "Мы не будем бросаться в крайности и делать из России Италию или Францию, - пообещал импортер. - Но увеличить потребление хотя бы до 20 литров в год на человека вполне возможно. Это позволит нам поставлять на рынок качественное вино по доступным для потребителя ценам". Упомянутый уровень является для поставщиков определяющим еще и потому, что 21 литр вина на человека в год приходился в 1980 г. в Советском Союзе - эта дата считается точкой отсчета, после которой популярность вина стала падать. Спустя 30 лет, после множества исторических перипетий, главной из которых стала антиалкогольная кампания Михаила Горбачева , в ходе которой вырубались виноградники, потребление вина в России составляет 7 литров в год на человека. Это всего лишь 6% от выпиваемых в стране алкогольных напитков. Для сравнения, 80% приходится на пиво, а 13% - на водку. "Рестораторы немножко не правы" "Мы хотим увеличить аудиторию вина", - заявил Филатов. Он уверен, что тогда под давлением спроса снизятся и цены на него, ведь потребитель станет более грамотным в выборе вин и будет разбираться в их настоящей стоимости. Тогда как сегодня посетители ресторанов готовы покупать вино по завышенным ценам. Поставщики сходятся в том, что если в розничной торговле ценообразование можно назвать более-менее оптимальным, то в ресторанах оно совершенно нецивилизованное: по их данным, наценка рестораторов на вино в среднем составляет 300%. "Нужно ждать большего объема потребления на душу населения, когда спрос будет более значительным, появится „эластичность", и можно будет ценой объема начать регулировать цены, - согласился с Филатовым глава импортера „Симпл" Максим Каширин. - За границей на вина в ресторанах устанавливается маленькая наценка. У нас общепит работает иначе". "Ценовая политика розничных продавцов вполне разумна и соответствует европейским и мировым нормам, - добавил директор „ДП-Трейд" Дмитрий Пинский. - Но в ресторанах хуже". По его словам, это связано с начальной стадией развития российского рынка хорошего вина. "Рестораны немножко неправы, - сказал Пинский. - В дальнейшем этот абсурд уйдет". Кроме того, на себестоимость сильно влияет и формат заведения, и его уровень, и аудитория, на которую он раcсчитан. Один и тот же напиток в разных по уровню заведениях может стоить, соответственно, по-разному. При этом рестораторы действительно зачастую пользуются неразборчивостью потребителя, говорят ресторанные консультанты. Четкое и понятное ценообразование на вина есть только в специализированных ресторанах, где есть большой выбор, квалифицированные специалисты (сомелье) и кухня, подходящая к винам различной категории, рассказывает Стас Мельников. "Мало кто признается из рестораторов средней руки, но при расчете винной карты ценообразование делается практически с бухты-барахты: подбирается продукция с невысокой себестоимостью и популярной среди потребителя страной производства, ведь у нас любят вино по стране-изготовителю". По пятьдесят Ресторанные эксперты сомневаются, что в случае повышения спроса на хорошее вино оно станет дешевле в России. "Судя по логике предпринимателей в России, если потребители начнут пить больше, то цены они повысят, - говорит Андрей Петраков . - Ни о каком снижении речь не пойдет - они будут отыгрываться за все, в том числе за неудачи последних лет". "Сегодня говорить о снижении цен при росте продаж вина не уместно", - добавляет Стас Мельников. По его словам, логики здесь не видно. "Ведь чтобы мотивировать выбор потребителя в пользу вина, а тем более вводить эту культуру в массы, все поголовно должны быть поклонниками Марио Пьюзо, который в своем легендарном „Крестном Отце", писал о вине, как о воде, которую потребляли во время трапезы... У нас же вечером, во время ужина, практически так: " Ну что, по пятьдесят?". Но к вину это не относиться...», - резюмирует Мельников.
| |