|
На уходящей неделе завершилась масштабная реставрация Триумфальной арки. Реставрационные работы этого объекта культурного наследия шли по плану и завершились в срок.
Ведущие российские реставраторы провели грандиозную по всем показателям работу по восстановлению знаменитого архитектурного памятника. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с директором Мосреставрации Сергеем Балясников в студии радио «Вести ФМ».
Заславский: В студии Григорий Заславский. Добрый день. Я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя. Это директор Мосреставрации, официально это называется Государственное казённое учреждение города Москвы «Мосреставрация», Сергей Балясников. Приветствую вас в студии «Вестей ФМ». Здравствуйте, Сергей.
Балясников: Добрый день, Григорий.
Заславский: И мы говорим о Триумфальной арке. На этой неделе с ней снимают леса. И я, благодаря вам, имел счастливую возможность подняться на эту самую высоту десятиэтажного дома (действительно, напротив как раз один в один десятый этаж одного из домов по Кутузовскому проспекту), и увидеть своими глазами. Внизу на стендах были фотографии, как это выглядело до и как теперь. И как-то всё это действительно красиво. Но я прекрасно понимаю, что, наверное, важно было не только покрасить всё это снаружи, но и привести в порядок внутри. Потому что там была ржавчина на некоторых предметах довольно такая серьёзная. Насколько вы сами довольны работой? И хватит ли её на следующие пятьдесят лет, имея в виду, что, собственно, экологическая и вся прочая ситуация стала сложнее?
Балясников: На самом деле, при входе на арку, при подъёме были выставлены целые стенды. Это стенды, которые были сделаны, когда реставраторы заходили на объект. Я хотел сказать, что в основном пострадала верхняя часть данного монумента.
Заславский: А почему? Почему нижняя часть меньше?
Балясников: Я сейчас объясню. Потому что высота, как вы говорите, 21 метр фактически. И суть именно разрушений, той коррозии, которая была на фрагментах или на деталях, заключалась в том, что, учитывая, что это Кутузовский проспект и очень большое движение, выхлопные газы автомобилей плюс, учитывайте сезонность - это зима, лето, это дожди, это ветровые нагрузки - сыграли свою роль. Нагрузка вся, само собой, уходит, поднимается у нас с вами наверх.
Когда мы поднялись, когда составили леса и поднялись на арку, то увидели ужасающую картину, будем говорить так. Потому что весь слой защитной краски слез, то есть там был голый металл, чугун, покрытый большим слоем ржавчины. И я бы хотел обратить внимание на колесницу. Колёса практически были разорваны. В связи с тем, что они пустотелые, будем говорить так, и была нагрузка довольно серьёзная на колёса, потому что сама Ника, которая завершает всю композицию, весит порядка трёх с половиной тонн. Учитывая, что три с половиной тонны плюс сама колесница три с половиной тонны, понимаете, какая нагрузка ложилась на эти колёса. Они практически были разорваны от того, что сошёл защитный слой, появились трещины, в трещины начала попадать вода, потом зима, лето. Всё это разрушалось. И длина разрыва по горизонтали доходила до сорока сантиметров.
Заславский: Она могла же упасть.
Балясников: Правильно вы говорите, она могла просто-напросто упасть. То есть колесо могло развалиться, и вся композиция могла просто наклониться. Далее хотел обратить внимание на следующее. Подпор к каждой лошади был на две пятки, на две ступни. И учитывая, что колесо у нас с вами немножко уходило влево, а это левая сторона, если смотреть на область, то фактически Ника в ближайшее время, я думаю, если бы не реставрация, в три-четыре года могла бы просто наклониться и в какой-то степени, не дай бог, разрушиться.
Заславский: А вообще как всё это было задумано? Как всё это должно было держаться? Ника к чему прикрепляется? К колеснице?
Балясников: Да, Ника прикрепляется к колеснице.
Заславский: А колесница?
Балясников: Колесница стоит уже на постаменте, на постаменте укреплены были два колеса. То есть практически у нас с вами были точки опоры у лошадей и точки опоры на двух колёсах, которые были у колесницы.
Заславский: По-моему, это вы, как раз, рассказывали, когда я был наверху, о том, что раньше колесница, колёса эти самые стояли на самом постаменте. И фактически эта колесница, если бы дать ей возможность, она могла поехать, на самом деле, поехать, а теперь она закреплена на такие специальные упоры, как те, которые должен каждый держать у себя в автомобиле.
Балясников: Понимаете, 44 года назад была сделана последняя реставрация, в 1968 году.
Заславский: И никто не поднимался, вообще не смотрел, я не знаю, по субботникам каждый год?
Балясников: В 1977 году была сделана частичная реставрация, то есть практически, примерно, взяли ведро с краской, помазали, подчистили, и на этом всё остановилось. Поэтому 44 года масштабной такой реставрации просто не проводилось.
| |