|
Во Дворце культуры ЗИЛа открывается Центр современного искусства. Сейчас там работает выставка молодых художников - часть Международного биеннале молодого искусства. В ближайшее время в ДК начнут читать лекции и показывать спектакли выпускников театральных училищ.
В 1920-е годы авторам инсталляции, представленной на выставке «Контриллюзии», не поздоровилось бы - перед мраморным бюстом вождя пролетариата Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев повесили старый растянутый свитер. Чтобы представить свою работу на Биеннале молодого современного искусства, художники научились вязать. Мраморный Ленин в ДК ЗИЛа стоит с 1937 года - по приказу вождя на месте некрополя Симонова монастыря и построили Дом культуры. Раньше десятки лет мимо Ильича стройным шагом ходили пионеры, а сегодня - толпы хипстеров. Из памятника конструктивизма хотят сделать Центр современного искусства и впервые открывают выставку.
Куратор выставки Стас Шурипа поясняет: «Авторы вкладывали в эту мысль некую метафору современного состояния не только архитектуры, но и вообще визуальной культуры. Это замышлялось в той реальности, где главенствовал лозунг "Искусство должно принадлежать народу". Все особенности этого пространства определяются этой мыслью».
Перед встречей с прекрасным - немного сладкого. Как говорят организаторы, чтобы лучше думалось. Вот загадка от молодых художников: что в ДК арт-объект, а что - предмет интерьера? Издалека работа Александра Позднева напоминает карликовую пальму, но на самом деле сделана она из пластиковых бутылок из-под пива.
Еще один объект: на первый взгляд, это обычная оконная рама, но своей работой Анна Титова хотел рассказать об истории ДК ЗИЛа. После войны строгое здание в стиле конструктивизма реставрировали и решили «оживить» мраморными колоннами. В результате в ДК ЗИЛа есть два архитектурных стиля: конструктивизм и так называемый советский псевдоренессанс. Пространство поделено на две части диагональю.
Известный ценитель современного искусства Иосиф Бакштейн уверен, что все участники биеннале - перспективные художники, тем более, прогрессивные. Как модно сейчас на Западе, они используют Ready Made - готовые объекты, такие, как, например, ракушки или коряги. Это тоже работы Анны Титовой. Правда, понять, что именно хотел сказать художник, без специальных пояснений невозможно. Иосиф Бакштейн уверен, что главное - чтобы зритель задумался. Например, над видеороликом о том, как важно быть яркой индивидуальностью. «Ну и что, что не получается понять, что хотели сказать. Они сами и не должны вам ничего объяснять. Они художники, они творцы», - уверен он.
Для молодых художников эта выставка - проба пера. Впрочем, скоро попробовать себя в искусстве в ДК ЗИЛа смогут все желающие. В Доме культуры откроют десяток новых секций и студий, в зале на 800 человек будут проводиться лекции и семинары, в том числе, посвященные современному искусству, на сцене ДК свои дипломные спектакли будут ставить выпускники Щукинского училища. В общем, как шутят организаторы, главный лозунг начала XX века - «Искусство должно принадлежать народу» - здесь вновь становится актуальным.
| |