|
Такого на Кубани не было никогда за всю историю метеонаблюдений. С 4 июля дождь шел, не переставая, три дня. Снимки из космоса зафиксировали почти непроницаемую мощную облачность над площадью в 350 квадратных километров
Эпицентр ливня находился над Большим Кавказским хребтом, в пяти километрах к северу от Новороссийска.
Лев Десинов, научный сотрудник Института географии РАН: «Вода катится вниз к городу Крымску, не впитываясь в грунт. Суммарно 220 миллиметров, что это такое? Это когда на один квадратный метр попадает 220 литров воды, огромный объем. Мы посчитали, объем, который, в конце концов, поступил к городу. У нас получается 50 миллионов кубических метров».
Оползни оголили корни деревьев и размыли грунт до скальной породы. На поверхности одного из водохранилищ, что сбрасывают воду в реку Баканку, до сих пор плавает каша из веток, листьев и земли. Здесь вода шла выше дамбы, вырывая целые острова земли. Специалисты же установили, что вода поднялась на полтора метра, и за всю ночь естественным образом было сброшено всего четыре миллиона кубометров. Вода уходила через специальный сифон, который сообщается с бетонной трубой четырехметрового диаметра, которая выходит в русло Неберджайки.
Еще одно водохранилище, Атакайское, подозревается в массовом водосбросе. 7 июля вода в нем поднялась до плотины и широким потоком устремилась через этот перелив. В этом месте нет никаких шлюзов. Вместе с водой вниз буквально летели огромные толстолобики, которых потом и находили в своих дворах жители Крымска.
К полуночи 6 июля обе реки в месте слияния уже вышли из берегов и начали формировать первую из двух волн, которые ночью и увидели крымчане. На пути к городу вода смывала целые поля, переворачивала тяжелые грузовики как игрушки.
Первая большая преграда - железнодорожная насыпь и мост в двух километрах от города. В этом месте возник первый затор. Вода давила так, что сдвинула фермы моста, начала размывать насыпь. Затор был разрушен, и в час ночи крымчане увидели, как вода начала резко прибывать. В тот момент дома затапливало примерно до порога. Гидропост, установленный в русле Адагума, фиксировал в тот момент рекордные значения.
Виктор Волосухин, директор Института безопасности гидротехнических сооружений: «В два часа ночи был расход 1300 кубических метров в секунду. Для сопоставления, средний расход реки Кубань среднегодовой составляет где-то 420 метров кубических в секунду, то есть это очень большой расход за счет, он появился за счет того, что первое именно вот ливневые осадки».
Вторым препятствием стала автомобильная трасса А-146, точнее, высокая дамба, по которой она проходит. Автомобильный мост - своего рода естественные ворота на южном въезде в город. Когда вода подошла, у опор моста возник затор из поваленных деревьев. Их и сейчас там видно. Вода начала подниматься, затапливая пойму и накапливая силу, а потом прорвала затор и семиметровой волной пошла в город.
Метеорологи предполагали, что явление будет опасным, но не настолько. Поэтому и рассылали стандартные телеграммы.
Юрий Ткаченко, начальник краснодарского краевого Центра по гидрометеорологии/И мониторингу окружающей среды: «В десять часов - первое штормовое предупреждение, в 10:15 было передано в главное управление ГУ МЧС, которое тут же распространило его до муниципальных образований. Основное штормовое предупреждение по Крымскому району было составлено в 20 часов».
У местных властей было около 14 часов, чтобы предупредить горожан и начать эвакуацию. Но глава Крымского района не сделал для этого практически ничего, за что и поплатился должностью. Пока только должностью. Непокорный Адагум будут усмирять с помощью дамбы. В городе работает специальная комиссия, которая должна утвердить проект строительства.
| |