|
Публицист, историк, просветитель - Савва Ямщиков был одним из первых, кто в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей. Человек, которого называли «реставратором всея Руси», он сам про себя говорил так: «Я не езжу, служу по России».
Знаток Москвы и Петербурга, влюблен он был в провинцию - бесконечные командировки, экспедиции в дорогие ему Псков , Михайловское, в древние русские города. Сотни выставок и открытий - Ямщиков возродил к жизни произведения иконописи, уникальные собрания портретов XVIII-XIX веков, заново открыл забытые имена русских художников. Последние десятилетия его имя - все равно, что синоним борьбы за сохранение культурного наследия России.
В последние годы, когда даже ходить было трудно, он поднимался к высоким кабинетам, мчался - туда, где забывали про память. Часто приходил в особняк на Пречистенке - старинный, здесь даже паркет с 1813-го, на стенах - словно с икон сошедшая киноварь - его знаменитая мастерская.
Здесь были, кажется, все - хоккеист Старшинов, хореограф Васильев. Фотографии любимых и близких. Есть даже с Мастрояни. Но об известном итальянце Ямщиков говорил немного. О неизвестных русских художниках - часами. Дорогу от Москвы до Костромы знал наизусть, в командировках - четверть века.
Картину Григория Островского Савва Ямщиков назовет одним из лучших детских портретов XVIII века, вместе с коллегами докажет - девочка Анна, пяти лет от роду, неслучайно носит знаменитую фамилию - Лермонтова.
В Костромской области откроет еще одно имя - Ефим Честняков, его волшебные, будто из сказки картины. Вновь возрожденных потом покажет Москве и Парижу, это будет фурор.
«Он целый пласт открыл, - говорит доктор исторических наук Валентин Фалин, - те забытые, малоизвестные художники, без которых, конечно, понять, как жили столицы Москва и Петербург можно, но как жила страна - без них понять невозможно».
В 60-е в атеистической стране он устроил первую выставку икон - грандиозную, на Кузнецком мосту. Приемная КГБ была в соседнем подъезде. Древнерусская живопись, иконы Пскова, Карелии, Ростова Великого, километровые очереди: это было не просто открытие - откровение.
«Это можно сравнить по значению с выставкой 1913 года, когда впервые масштабно было показано древнерусское искусство, - считает заведующий сектором экспертизы Гос НИИ реставрации Михаил Красилин. - И это все то, что сделал Савелий в 60-е годы. Я думаю, это явления одного порядка».
Он и сам говорил: нет в стране иконы, которой не держал бы в руках, начинал как реставратор, был консультантом Тарковского на «Андрее Рублеве». Один из самых любимых, им восстановленных образов - в Петрозаводске, уникальный памятник северной иконописи, XVIII век. В древних Плёсе, Костроме, Суздале он восстанавливал фрески, и, кажется, на всю жизнь влюбился во Псков.
«Когда он после долгого периода своей болезни он приехал во Псков и увидел, что Псков, действительно, погибает, а в молодости он видел, как Псков восстанавливался после войны, наверное, на этом контрасте сердце и не выдержало, он понял, что нужно что-то делать», - рассказывает дочь Саввы Ямщикова Марфа.
Из Пскова Ямщиков мечтал сделать вторую Флоренцию, старинный Изборск превратить в заповедник. Боец и борец - Москву защищал до последнего, неутомимый, непримиримый, такой неудобный для многих.
«Есть такая картина Васнецова - "Богатыри на заставе", где стоят три богатыря, так я думаю, он был Ильей Муромцем , самым сильным и самым страшным для своих оппонентов, или, скажем так, противников», - рассуждает литературный критик, писатель Игорь Золотусский.
Савва Ямщиков похоронен рядом со старшим другом Семеном Гейченко, в легендарных Пушкинских горах. Теперь здесь - еще одно памятное место, где вспоминают того, про которого говорили: он и один был такой воин в поле - Савва-большое гнездо, как его называли друзья.
| |