|
Россия все еще надеется на то, что Совбез ООН сможет договориться по вопросу о Сирии, хотя, признал в понедельник глава МИД Сергей Лавров, последние события показывают, что некоторые западные партнеры Москвы «недоговороспособны». При этом министр заявил, что Запад уже открыто шантажирует Россию своим проектом резолюции, разрешающим вторжение в страну. В Сирии тем временем бои переместились в сам Дамаск.
Москва все еще рассчитывает договориться с коллегами по Совбезу ООН о выработке единой позиции по Сирии, заявил в понедельник глава МИД Сергей Лавров в преддверии втречи с спецпосланником ООН и ЛАГ Кофи Аннаном.
«Я бы пока не называл ее (ситуацию - прим. ВЗГЛЯД) патовой. Мы все-таки не оставляем надежд договориться в рамках того, о чем условились в Женеве, в рамках того, что записано в женевском коммюнике», - приводит его слова РИА «Новости».
«Коту под хвост»
Два проекта резолюции по Сирии обсуждается в Совбезе с прошлого четверга. Принципиальное отличие западного проекта от российского заключается в том, что первый в ультимативной форме требует от режима Башара Асада в десятидневный срок прекратить перемещение войск в направлении населенных пунктов, вывести войска, сконцентрированные вокруг и в населенных пунктах, и вернуть их в казармы или места временной дислокации. В противном случае западные страны грозят Дамаску принять санкции в соответствии со статьей 41-й главы 7 Устава ООН, разрешающей иностранное военное вмешательство.
Россия ранее предупредила, что ни при каких условиях не поддержит данное предложение. «Мы не сможем пропустить резолюцию Совета Безопасности, которая не будет основываться на женевских договоренностях. Мы не для того провели полдня и полночи в Женеве, добивались согласия по конкретным формулировкам, чтобы все это пошло коту под хвост», - подчеркнул в понедельник Лавров.
При этом он указал на то, что в настоящее время Запад фактически шантажирует Россию. «К нашему большому огорчению, наблюдаются элементы шантажа. Нам говорят, что если вы не дадите согласия на принятие резолюции (СБ ООН) по главе 7 Устава ООН, то мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей. Такой подход абсолютно контрпродуктивен и опасен, потому что использовать наблюдателей в качестве разменной монеты недопустимо», - подчеркнул министр.
По его словам, если западные партнеры «вознамерятся во что бы то ни стало заблокировать нашу резолюцию», то миссия ООН не будет иметь мандата и будет вынуждена покинуть Сирию.
«За гранью дипломатии»
С другой стороны, отметил министр, поведение партнеров России после женевской встречи и вовсе может свидетельствовать о том, что с ними встречи «невозможно договариваться».
Он напомнил, что вскоре после встречи в Женеве некоторые страны Запада начали интерпретировать результаты этих переговоров в том ключе, что они открывают дорогу к санкциям против Сирии. «Либо наши партнеры были в Женеве неискренни, либо они недоговороспособны», - считает глава МИДа.
Еще большее удивление Москвы вызывает то, что в данных условиях именно Россию и Китай обвиняют в затягивании урегулирования сирийского кризиса. «Некорректно вешать всех собак на Россию и Китай, не говоря уже об угрозах типа "они за это заплатят", что вообще находится за гранью не то что дипломатии, а элементарной воспитанности», - приводит его слова «Интерфакс».
Нереалистичными в этой связи глава российской дипломатии назвал и требование Запада к Москве убедить президента Сирии Башара Асада покинуть свой пост. «Звучат заявления о том, что ключ к сирийскому урегулированию находится в Москве. Причем нам объясняют, когда мы задаем вопрос, что имеется в виду, что мы (Россия) должны убедить Асада уйти в отставку добровольно. Это просто нереалистично. Он не уйдет не потому, что мы его защищаем, а потому, что за ним весьма и весьма значительная часть населения страны», - уверен Лавров.
В то же время он призвал Запад повлиять на саму оппозицию, чтобы та определилась со своим единым представителем. «Нет пока кандидатуры от оппозиции, мы очень надеемся, что те государства, которые на оппозицию имеют влияние, употребят его для того, чтобы таких переговорщиков поскорее назначили, одновременно с принятием мер по синхронизированному прекращению огня и началу отвода вооруженных людей и техники из городов», - сказал он.
России, признался он, пока не удалось убедить сирийскую оппозицию отказаться от радикальных требований. «Они продолжают говорить о том, что идет революция. Но это не то, что требуется всем нам для успокоения ситуации, для прекращения кровопролития, для спасения жизней людей и содействия началу внутрисирийского диалога о будущем этой очень важной для региона страны», - подчеркнул министр.
Еще более тревожным сигналом для России является то, что в Сирии активизировалась так называемая «третья сила» в лице Аль-Каиды" и близких к ней экстремистских организаций, что, считает министр, ставит под угрозу безопасность уже всего региона.
Плацдарм революции
Из Сирии тем временем приходят известия о продолжающихся боях в самом Дамаске, где повстанцы якобы начали организованное наступление и попытались превратить южный квартал Тадамун в «революционный плацдарм». Стрельба, передает Reuters, началась минувшей ночью на юге города, где засели боевики. Квартал подвергся интенсивному минометному обстрелу, на место была отправлена бронетехника. Как сообщают очевидцы, бои стали самыми масштабными и ожесточенными за все время беспорядков в стране.
ИТАР-ТАСС, однако, утверждает, что Дамаск живет нормальной жизнью, несмотря на столкновения с боевиками. Телеканал «Сурия» показал в эфире оживленные площади и торговые ряды. По улицам столицы двигается обычный поток автомобилей.
| |