|
Пока «официальные» отечественные музеи сотрясают скандалы и конфликты, в стране наметилась положительная тенденция создания частных музеев, которые открываются на базе домашних коллекций.
Таких маленьких музейчиков в Украине уже сотни, но когда дело поставлено на профессиональный уровень - то, оказывается, они могут достойно конкурировать с государственными учреждениями и даже устанавливать свои небольшие рекорды. Долгий путь во времени Недавно мне выпала возможность побывать в историко-культурном комплексе «Замок Радомысль» в райцентре Радомышль Житомирской области, где расположен частный музей украинской домашней иконы «Душа Украины». Днями тут отмечали небольшой праздник: в день святых Петра и Павла здесь побывал десятитысячный посетитель, которому торжественно вручили в подарок икону Пресвятой Богородицы Троеручницы - особенно почитаемой нашими предками. Наши бабушки и дедушки молились этому образу, когда у них болели руки. По странному стечению обстоятельств счастливый билет достался 25-летнему клирику Свято-Николаевского храма в Радомышле, кандидату богословия Сергею Черному, который привел в этот день в музей своих прихожан. «Гости едут сюда отовсюду, и не только из Украины. О нас хорошо знают и в Европе, и даже за океаном. А между прочим, работает наш музейный комплекс менее года», - рассказал директор музея Виктор Москалец. В состав «Замка Радомысль» входит архитектурный памятник XVII века - старая бумажная фабрика, ландшафтный парк, мини-отель и, собственно, музей украинской домашней иконы, в котором педставлены старинные украинские иконы XVII - ХХ веков. Этот историко-культурный объект является пока единственным на территории Украины в рамках проекта «Виа Регия (Via Regia) - культурный путь Совета Европы». Полторы тысячи лет назад так назывался самый длинный в Европе сухопутный торговый путь. Протяженность этой «королевской дороги» с запада на восток, от побережья Атлантического океана, где находится крупнейший паломнический центр Сантьяго - де - Компостелла до Киева-столицы тогдашней Киевской Руси, почти 4 500 км. Она пересекала территорию 8 крупнейших европейских стран: Испании, Франции, Германии, Нидерландов, Польши, Литвы, Беларуси и Украины. На протяжении многих веков подряд Виа Регия был одним из главных факторов развития товарооборота между крупнейшими европейскими странами и народами, и своеобразным мостиком между Европой и Азией. Сегодня же этот проект является одним из важных шагов на пути культурного сближения Украины с Европой. Все началось с одной иконы А предшествовало созданию этого музейного комплекса обыкновенная случайность. Как рассказала меценатка комплекса известная общественная деятельница, врач и певица Ольга Богомолец, много лет назад она случайно купила на киевской барахолке старую икону, которая мокла под дождем прямо на земле. Тогда, отдав продавцу всего одну гривну за закопченную тряпку, с которой проглядывали небесно голубые глаза, она еще не знала, что с этого изувеченного образа начнется ее увлечение коллекционированием. Так начался новый этап в ее жизни, посвященный сбору и реставрации старинных икон, которые разыскивались на блошиных рынках. С тех пор прошло уже 15 лет. Теперь коллекция Ольги Богомолец насчитывает более 5 000 образов, которые представляют иконописное искусство практически всех регионов Украины. Это оригинальные иконы и домашние иконостасы, которые, в основном, изготавливались по личному заказу - такими иконами наши предки украшали свои дома. Все иконы неповторимы: различаются формой, цветовой гаммой и размерами. Есть иконы, вырезанные из дерева, отлитые из металла, нарисованы на полотне и написанные на стекле. Выполненные народными богомазами и профессиональными иконописцами, многометровые домашние иконостасы, гуцульские раскладные и казацкие ковчеги, дорожные иконы, которые брали с собой в дальние путешествия. Каждая из них имеет свою неповторимую и щемящую историю, очень часто трагическую, - об этом их нынешняя владелица может рассказывать своим гостям часами. Дополняют уникальную коллекцию икон старинная мебель, скульптура, домашняя утварь, посуда, фотографии, точно также отслужившие свой срок и оказавшиеся ненужными своим прежним владельцам. Словом, тут, действительно, живет душа украинского народа. Собирая и спасая от уничтожения во времена «воинствующего атеизма» большую коллекцию домашних икон, Ольга Богомолец, решила восстановить историческую память и духовное наследие украинцев, дав возможность приобщиться к этому сокровищу и современным поколением. Сегодня все эти раритеты являются экспонатами единственного в мире музея украинской домашней иконы «Душа Украины» в «Замке Радомысль». Его открытие состоялось в сентябре 2011 года. «У меня особые чувства к этому музею. На самом деле, для меня это не музей, это убежище для "икон-сирот", - признается Ольга Богомолец, - Большинство из них были заброшены, выброшенные на "барахолку", есть такие, которые горели в огне, иконы с выколотыми глазами, или же приспособленные для других нужд. Иногда на восстановление этих брошенных икон специалистам приходилось тратить несколько месяцев или даже лет - консервировать их, реставрировать. А потом они долго ждали пока, наконец, получили свой постоянный дом». Интересно, что и на развалины старой бумажной фабрики хозяйка замка попала, тоже случайно. «Ездила вокруг Киева - искала место, чтобы где-то приютить коллекцию моих икон, которая уже не помешалась в квартире. И вдруг мне показали старое заброшенное строение на окраине Радомышль, вокруг которого образовалась городская свалка... ", - вспоминает основательница музея. Это было пять лет назад. А потом началась тяжелая и кропотливая работа по его восстановлению: отсюда вывезли более 60 тонн мусора, благоустроили ландшафтный парк с островками, плотиной и живописными мостиками через реку, посадили деревья. Реставрационные работы длились более 4 лет, а вместе с этим, открывались новые и интересные подробности из истории древнего строения. Оказалось, что ему уже почти 400 лет и когда-то оно строилось для лаврской типографии. Интересно, что этот величественный архитектурный памятник построен без рукотворного фундамента - в действительности постройка расположена на скале, окруженной водой, которая погружается вглубь земли на километры. А в главном зале бывшей бумажной фабрики до сих пор бьет чистый и прозрачный источник, а в нем живет маленькая лягушка по имени Гертруда. НА данный момент во всех внутренних помещениях воспроизведены подлинные интерьеры XVII века, включая выставочные залы, гостевые комнаты, оборонительную башню, трапезную и большой зал, где происходят разные события. „По историческим источникам, именно на этом месте в 1612 году архимандритом Киево-Печерской лавры - Елисеем Плетенецким была основана Радомышльская бумажная фабрика - первоев Центральной Украине предприятие по изготовлению бумаги для нужд Киевского монастыря", - объясняет директор музея. В честь этого исторического события три года назад в замковом парке был установлен памятник основателю старой фабрики - Елисею Плетенецкому. А в данный момент ведутся активные работы по восстановлению цеха, где будет изготавливаться бумага, по старым технологиям, как в давние времена. „Это будет еще одна изюминка для посетителей нашего музейного комплекса. Приехав к нам, они смогут не только увидеть музей, но и поучаствовать в мастер-классе по изготовлению бумаги с логотипом Киево-Печерского монастыря, который использовался в старинных книгах", - не без гордости рассказывает Виктор Москалец. В свою очередь, основательница музея также признается, что всегда мечтала о том, чтобы этот замок был живой, а не мертвый. „Я хочу, чтобы здесь всегда были гости, чтобы кипела жизнь, чтобы иконы отдавали людям тепло и силу. Поэтому пока, к сожалению, я не готова доверить этот музей государству", - говорит Ольга Богомолец. Сегодня историко-культурный комплекс „Замок Радомысль" привлекает не только туристов и любителей старины, а также музыкантов и художников, которые устраивают здесь творческие пленэры, мастер-классы, семинары, научные конференции. А молодожены охотно заказывают торжественные церемонии бракосочетания. Словом, замок - музей живет полной и яркой жизнью, показывая достойный пример другим музеям, как можно быть интересным, современным и востребованным.
| |