|
В столичный музей изобразительных искусств имени Пушкина с Украины привезли 100 картин европейских художников.
Среди полотен, представленных на выставке - шедевры живописи, начиная с XVI века. В том числе и знаменитый «Евангелист Лука» кисти Франса Хальса.
Ирина Антонова успокаивает - на этот раз картине «Евангелист Лука» Франса Хальса точно ничего не угрожает. Шедевр голландского живописца из Одессы везли на бронированном джипе, а в Пушкинском музее окружили специальными датчиками - как и все 100 экспонатов западноевропейской живописи из музеев Украины. Лишь бы детективная история 50-летней давности не повторилась, говорит Ирина Александровна.
«Конечно, я помню этот день, я тогда уже была директором музея. Для любого музея нет ничего страшнее», - вспоминает она.
Страшный сон любого музейщика в 1965 году стал явью не только для нее, но и для Екатерины Фурцевой. «Святого Луку» из ГМИИ украли вскоре после громкого заявления министра культуры - «из советских музеев картины не пропадают».
Чтобы разыскать работу Хальса, МВД и КГБ пришлось провести уникальную операцию. А скандальное дело даже легло в основу кинофильма «Возвращение "Святого Луки".
"Это произошло в закрытый для публики день, и это самое страшное время - я это всегда говорю нашим сотрудникам. Наверное, бдительность был немножко снижена, потому что в музее все свои. И кстати, эта кража была совершена - ну, известно, реставратором", - говорит Антонова.
Между собой специалисты называют эту выставку "Картины сложной судьбы". Вот это полотно Хендрика Тербрюггена "Концерт" украли из музея в Чернигове в 1997 году вместе с десятью другими работами. Впрочем, грабители "Концерт" недооценили и выбросили. Кстати, если бы не еще одно громкое дело о пропаже картин, из Одессы привезли бы не только Хендрика Моммерса, Питера Була, но и "Поцелуй Иуды" кисти Караваджо.
"Наш Караваджо сейчас находится на мраморном столе реставрационном центре в Киеве и задержка в реставрации произошла только по одной причине: очень долго шло следственное разбирательство по поводу похитителей Караваджо. А по закону, как мне объяснили, пока идет следственное разбирательство - это вещдок, и с ним нельзя ничего делать", - объясняет директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский.
Реставрация как шаг к научному открытию: с середины XX века считалось, например, что картина "Охотничьи трофеи" написана не в XVII веке, а значительно раньше. К тому же, никак не могли определить имя автора. Сенсация произошла прямо перед отправкой в Москву - Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ, расшифровал подпись Кристофера ван Хейла. Теперь эта картина - единственная работа художника во всем СНГ.
А вот на картинах Бартоламео Манфреди даже расшифровывать было нечего: один из лучших учеников Караваджо работы не подписывал. Их заметное сходство с полотнами великого итальянца Виктория Маркова разглядела всего два года назад, когда была во Львове. И не ошиблась - после долгой экспертизы выяснилось, что художник не только брал уроки у Караваджо, но и срисовывал некоторые работы учителя прямо в мастерской.
Рубенс и его острополитический для того времени сюжет о проблемах торговли во Фландрии, Хенрик Моммерс и его трогательные ангелы, Генрих Хойзер и его трогательный портрет сына украинского гетмана Дарагана - Вани. На выставке это единственный западноевропейский художник, тонко чувствующий казацкий колорит, говорят искусствоведы. За такой талант в Чернигове портретиста даже в шутку называют украинцем.
| |