|
Группа компаний «Ташир» чувствует себя на девелоперском рынке очень уверенно. Ее не пугают ни проблемы с кредитованием, ни ужесточение градостроительной политики властей Москвы. Более того, компания, ранее ассоциировавшаяся в основном с коммерческой недвижимостью, теперь, по словам вице-президента группы Игоря Булатова, чувствует в себе силы для масштабного строительства жилья не только в регионах, но и в Москве, а также для качественно нового развития направлений бизнеса, связанных не с девелопментом, а с потребительским рынком.
Группа компаний «Ташир» чувствует себя на девелоперском рынке очень уверенно. Ее не пугают ни проблемы с кредитованием, ни ужесточение градостроительной политики властей Москвы. Более того, компания, ранее ассоциировавшаяся в основном с коммерческой недвижимостью, теперь, по словам вице-президента группы Игоря Булатова, чувствует в себе силы для масштабного строительства жилья не только в регионах, но и в Москве, а также для качественно нового развития направлений бизнеса, связанных не с девелопментом, а с потребительским рынком. Каким подразделениям «Ташира» тесно в стенах родных торговых центров, почему группе не интересно строить гостиницы в Москве и от чего зависит активное вхождение компании на новые территории столицы, Игорь Булатов рассказывает в интервью РИА Новости.
- Игорь Борисович, рынок торговой недвижимости Москвы в первом квартале 2012 года пополнился лишь торговым центром «Витте Молл» и торговой галереей в гостинице «Москва», во втором квартале больших объектов открыто не было. Что сейчас происходит с рынком торговой недвижимости?
- Мы ждем, что рынок недвижимости будет наращивать свои обороты. Новая команда правительства Москвы, придя на смену команде Юрия Лужкова, сократила или аннулировала многие инвестконтракты. Достаточно большое число проектов встало и потому, что некоторое время просто не было согласовательного регулятора. Сейчас, насколько я понимаю, все более-менее заработало.
- Как повлияла смена команды в правительстве Москвы на ваши проекты?
- В нашем случае влияния никакого и быть не могло. Мы как работали, так и работаем: не разрабатываем ничего противоречащего градостроительным нормам и не покупаем проекты на стадии разработки. Как правило, мы инвестируем в проекты, которые уже были разработаны и согласованы, а в некоторых случаях они даже имеют уже разрешение на строительство. В проекты, которые могут быть обречены на провал или барьер со стороны властей, мы просто не входим. В результате у нас сложилась репутация надежных девелоперов.
- Такая позиция не затрудняет поиск новых партнеров?
- Как правило, мы входим в проекты, где у прежних владельцев кончились собственные средства на развитие, и они ищут себе надежного партнера. Выбор всегда есть: скорее, приходится многим отказывать, так как брать нужно столько, сколько можешь реализовать. Особенно это касается региональных проектов, но от хороших проектов мы, как правило, не отказываемся.
- Что собираетесь купить из недвижимости в Москве?
- Пока не купим, несерьезно говорить об этом. Хочется сохранять имидж деловых людей. Обещаю, что вы узнаете это первыми.
- Хорошо, что тогда вам интересно?
- У нас приоритеты расставлены так: мы видим эффективность в строительстве жилья и нацелены на строительство, как в Москве, так и в регионах.
Но если в Москве мы готовы рассматривать широкий спектр предложений, то к проектам в регионах у нас есть конкретные требования - нам интересны площадки, отличающиеся выгодным расположением, где можно построить в среднем от 20 до 40 тысяч квадратных метров.
Масштаб каждого проекта зависит от потребностей того или иного региона, мы всегда предварительно оцениваем целевую аудиторию, а потом принимаем решение по масштабу застройки.
- Какие сегменты рынка жилья привлекают вас?
- Эконом-жилье нам не интересно, потому что трудозатраты, временные сроки такие же, как и в бизнес-классе, а прибыль меньше. Поэтому преимущественно мы ориентированы на проекты бизнес- и премиум-класса. Зато мы не опираемся на предварительные продажи, вообще, пирамиды, которые, как грибы, разрастались в кризис, это не наш метод. Мы максималисты во всем: основные продажи у нас начинаются после завершения строительства, нам есть на что строить, поэтому и продаем не дешево.
- Расскажите подробнее о вашем портфеле жилых проектов.
- Сегодня мы прорабатываем три новых проекта жилой недвижимости в Подмосковье общей площадью 4 миллиона квадратных метров. Один из них примерно на 3 миллиона «квадратов» и два по 500 тысяч квадратных метров. У всех этих проектов расстояние до МКАД не более 5 километров.
Пока окончательная концепция развития этих площадок не готова.
Что касается жилья в Москве, то предложений на рынке много, отрабатываем подходящие нам варианты, думаю, скоро порадуем вас новостями. Этот год для нашей компании оказался тоже весьма плодовитый, мы возвели и планируем сдать уже заявленные наши проекты - «Газойл-Сити» и «Дирижабль», сейчас завершаются отделочные работы и стартуют продажи.
- А «новая» Москва вам интересна? Некоторые СМИ писали, что вы строите там с Владимиром Груздевым 600 тысяч квадратных метров жилья.
- Да, у нас там есть проект, я его упомянул, рассказывая про наш портфель. Там будет закрытый поселок-городок с полной инфраструктурой, детскими садами и школами. Кстати, мы вошли в этот проект раньше, чем появились слухи о присоединенных территориях, и тут интуиция нас не подвела. Теперь эта территория стала еще более привлекательной.
Мы не спешим с реализацией этого проекта, точных сроков сдачи у нас не установлено. Это не тот случай, когда есть строгая необходимость вписаться в срок либо по обязательствам перед городом, либо по обязательствам перед соинвестором. В данном случае спешка сыграет не в нашу пользу, ведь вероятно, что цены на жилье в этом районе будут выше, чем на данный момент, после того как начнется финансирование проекта «новой» Москвы, так что пока мы занимаем выжидательную позицию.
- Как думаете, всем девелоперам новые территории столицы так же интересны, как и вам?
- Не уверен, что все девелоперы побегут на новые территории. Нужна какая-то ясность, а пока ее нет. Говорить о каком-то массовом строительстве там пока рано. Мы подождем, как будет развиваться история с развитием территорий «новой» Москвы - это будет для нас немаловажным фактором ускорения или, наоборот, продолжения в том же ритме развития нашего проекта. Для нас важно услышать, что началось финансирование хотя бы инфраструктуры присоединенных земель.
- Каков земельный банк «Ташира», и как вы его планируете развивать?
- У нас на территории города есть разного рода участки, но пока я не хотел бы говорить о них как о проектах, поскольку их назначение в настоящий момент не определено. Могу сказать, что сегодня у нас около 50% портфеля приходится на Москву, к 2015 году мы планируем довести долю столичных проектов до 70%. На стадии переговоров и оформления уже есть целый ряд сделок, среди которых ТРЦ, жилье, гостиницы, загородная недвижимость. Поэтому прогнозы прогнозами, но мы прежде всего будем увеличивать портфель настолько, насколько у нас будет хороших предложений.
- И много таких предложений в Москве?
- Рынок абсолютно настроен на продажу. То, что вижу я, это больше желание продать, чем купить. К нам постоянно обращаются люди с предложением продать нам свои проекты, как правило, дистресс-активы. Иногда вторая сторона переговоров считает, что это не ее бизнес и хочет отдать часть проекта или 100% структуре, которая знает, как с ним работать.
- Что интересно «Таширу», кроме жилья?
- Если расставить приоритеты от наиболее к наименее интересному для нас, то получается так: торгово-развлекательные центры, жилье, гостиницы и офисная недвижимость вровень. По сути, последние два пункта показали не очень хороший результат в кризис и после, поэтому мы сместили с них акцент и не развиваем так же активно, как и остальные, но все же строим.
- А зачем вам тогда проект в «Москва-Сити»?
| |