АСТАНА. 19 июля. КАЗИНФОРМ - Амбициозный план Москвы по превращению СНГ в зону свободной торговли становится реальностью. Все страны Содружества, кроме Туркмении, Узбекистана и Азербайджана, договорились об отмене большинства импортных пошлин и других мерах торговой либерализации в духе ВТО, передает РБК.
Это может стать идеальным вариантом интеграции для стран СНГ, не готовых вступать в Таможенный союз (ТС), а бизнес получит облегчение от бюрократической волокиты и избавится от ряда расходов.
Рабочая группа стран СНГ завершает работу над долгожданным Договором о зоне свободной торговли, сообщил в конце минувшей недели глава департамента торговых переговоров МЭР Максим Медведков . Результат - «максимальная и практически полная» отмена импортных пошлин и ряда количественных ограничений во взаимной торговле. «Экспортные пошлины мы хотим зафиксировать на их нынешнем уровне, - пояснил г-н Медведков. - Понятно, что Россия не может отменить пошлины на нефть, нефтепродукты, газ и лес. Логика заключается в том, чтобы как минимум их не повышать».
Основные принципы соглашения базируются на правилах ВТО, отметил М.Медведков, который и курирует вступление России в эту организацию. Договор о зоне свободной торговли регламентирует ограничения в торговле с третьими странами, свободу транзита, реэкспорт, антидемпинговые правила, вопросы конкуренции и субсидирования, санитарные и фитосанитарные меры, таможенный контроль и правила разрешения споров (для этого появится наднациональный арбитраж, действующий по правилам ВТО).
Число остающихся разногласий «не больше, чем пальцев на руке», уверяет г-н Медведков. В начале осени рабочая группа еще раз обсудит все вопросы, и 10 сентября документ будет вынесен на встречу министров экономики стран СНГ. Окончательно договор должен быть принят до конца года, надеются в МЭР. Пока в этом процессе не участвует Туркмения, а Узбекистан и Азербайджан должны определиться с присоединением к договору в ближайшее время.
«Туркмения со своими газовыми запасами вполне может пребывать в СНГ "отдельно" от всех остальных, - говорит замглавы Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Узбекистан даже из ЕврАзЭС вышел и строит очень закрытую экономику. Азербайджану каспийские углеводороды тоже позволяют проводить независимую во всех отношениях политику. А вот, например, Украине или Молдавии просто необходимо интегрироваться в какой-нибудь торговый кластер, причем ясно, что в ЕС их еще долгие годы никто не примет».
Многосторонняя зона свободной торговли (МЗСТ) считается главным проектом Москвы в рамках председательства в СНГ, отсюда и желание во что бы то ни стало заключить соглашение до конца года. Более того, именно МЗСТ должна лечь в основу новой доктрины отношений стран Содружества, настаивают в Институте современного развития (ИНСОР), наиболее близком к Кремлю мозговом центре.
Для Москвы это повысит долю стран СНГ в российском экспорте с 15,5 до 25%, подсчитали эксперты ИНСОРа, а также создаст условия для покупки активов, в том числе в наукоемких областях. Для других стран Содружества МЗСТ - это выход на российский рынок и приток российских инвестиций.
Для бизнеса задуманная либерализация упростит «технические процедуры торговли», такие как заключение контрактов, разрешение споров, таможенное оформление и документарное сопровождение транспортировки грузов, отметил РБК daily гендиректор холдинга «Совтрансавто» Владимир Тян. «Из конкретных последствий можно предположить, что свобода транзита поможет дальнейшему упрощению и удешевлению транспортировки, потому что отпадет необходимость в операциях и процедурах, которые гарантируют исполнение таможенных обязательств на период транзита», - говорит г-н Тян.
«По сути, мы движемся к модели разноуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве, - считает начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. - Интеграционное ядро (Россия, Казахстан, Беларусь) движется быстрее. Другие страны, пока не готовые к более глубокой интеграции, то есть Таможенному союзу, выбирают зону свободной торговли. Для некоторых государств, особенно для членов ВТО, это решение на данном этапе гораздо комфортнее».
Кстати, ранее украинские эксперты, близкие к руководству страны, и члены правящей Партии регионов не раз отмечали, что в администрации президента Виктора Януковича не горят желанием вступать в Таможенный союз (Украина уже член ВТО), но хотели бы оформить со странами ЕврАзЭС зону свободной торговли. Подобный вариант, очевидно, сейчас оптимален и для Кыргызстана: после недавней революции переговоры о вступлении Бишкека в Таможенный союз заморожены, говорят источники РБК daily в комиссии ТС.
Между тем аналитики и бизнесмены пока относятся к договору о МЗСТ со сдержанным оптимизмом. «Это не первая инициатива по созданию в СНГ зоны свободной торговли. С середины девяностых принималось уже очень много красивых решений и по свободной торговле, и даже по платежным союзам, но все они остались на бумаге, - напоминает эксперт Института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексей Портанский . - Если в нынешнем году это наконец удастся, то такое соглашение можно горячо приветствовать. Но проблема СНГ в том, чтобы выполнять эти договоренности. Ведь в том же североамериканском соглашении NAFTA нет ничего особенного, но оно очень эффективно, потому что все правила соблюдаются».
Говорить о влиянии МЗСТ на товарные потоки преждевременно, считает Владимир Тян: «Еще до конца неизвестна структура вносимых изменений, да и практика подобных проектов показывает значительную пиар-составляющую. Одно дело - замысел, другое - конкретные меры в условиях конфликта интересов».
«Чисто экономический смысл МЗСТ для восьми государств не так велик. Обычная зона свободной торговли с рядом изъятий по товарным группам. До той же NAFTA она недотягивает, но ведь надо с чего-то начинать, - говорит Евгений Винокуров. - Наши исследования показали, что в последние десять лет интенсивность торговли между постсоветскими странами только снижалась. Главный смысл зоны свободной торговли сейчас в том, чтобы переломить эту тенденцию».
Индекс цен российских потребительских товаров