|
Просто свободный валютный курс не является рецептом выхода из мирового кризиса, как считают в США. Нужны структурные реформы, говорят в Минфине РФ. Да и «валютные войны» - слишком громко сказано, считают некоторые аналитики, тем самым опровергая заявление министра финансов Бразилии
Вашингтон. 8 октября. FINMARKET.RU - Гонка девальваций, в которую якобы включились правительства целого ряда стран, померещилась? Страны мира не ведут валютных войн, считают аналитики, принявшие участие в конференции агентства Bloomberg по валютным рынкам, тем самым опровергая заявление финансового министра Бразилии Гвидо Мантеги. При этом, как считают в российском Минфине, свободный валютный курс не является рецептом выхода из кризиса - проблема мирового валютного дисбаланса кроется в денежно-кредитной политике США и Европы.
Вот где проблема зарыта
Переход к плавающему валютному курсу не решит проблему дисбалансов, накопленных в экономиках стран мира, считает заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин.
Ситуация на международном валютном рынке обсуждалась в четверг на встрече замминистров финансов стран G20, сообщил он журналистам.
По словам Д.Панкина, валютному курсу в обсуждениях G20 уделяется очень много внимания. Позиция США, отметил он, заключается в том, что «обязательным условием решения всех проблем дисбалансов, дальнейшего уверенного роста должно быть снятие каких-либо искусственных режимов манипуляции валютным курсом, переход к полностью плавающему режиму без каких-либо ограничений».
Позиция БРИК отличается от позиции США. Так, страны полагают, что «проблема не только и не столько в валютных курсах», отметил Д.Панкин. «Валютные курсы - это уже следствие глубинных процессов - склонность к сбережениям, инвестициям, инвестиционный климат в странах, уровень потребления», - сказал он.
«Просто свободный валютный курс не является рецептом выхода (из кризиса), рецептом от всех болезней, нужны структурные реформы, в каждой стране свои болячки, надо их очень внимательно рассматривать», - отметил он.
Участники МВФ, среди которых не только представители emerging markets, по словам замминистра, отмечали, что нужны структурные реформы - реформы рынка труда, реформы товарных рынков, системы государственного управления.
«У нас нет ограничений, свободный рынок доллар/евро. И что у нас получается? В начале года - $1,50 (курс доллара к евро), потом падал на 18%, сейчас опять дорастает до $1,40 - такие колебания для любых экономических процессов, любых инвестиционных проектов плохи, невозможно работать в такой ситуации, когда за четыре месяца валютный курс на 20% скачет», - отметил он.
По словам Д.Панкина, в том случае, если «будут попытки в итоговые документы (сессии МВФ и Всемирного банка) вложить жесткие оценки недопустимости введения валютных ограничений, что страны должны снять все валютные ограничения, то, думаю, это вызовет достаточно сильное сопротивление Китая и Бразилии».
Он пояснил, что, по мнению представителей Бразилии, валютные ограничения являются следствием больших флуктуаций на рынках капитала. «США, Япония, Европа проводят политику дополнительного денежного предложения с целью стимулировать экономику. Это приводит к тому, что идет дополнительное увеличение ликвидности на международных рынках, и ликвидность эта устремляется, прежде всего, на рынки стран emerging markets, и страдает здесь и Китай, и Бразилия», - отметил замминистра.
«Проблема не в том, что бразильцы устанавливают ограничения на движения капитала, проблема в денежно-кредитной политике США, Европы», - подчеркнул Д.Панкин.
Бразилия на этой неделе повысила налог на приток иностранного капитала в активы с фиксированной доходностью до 4%.
«Военные действия» - а был ли мальчик?
В конце сентября Г.Мантега заявил, что мировая «валютная война» уже началась, а искусственная девальвация национальных валют превратилась в глобальную стратегию. Правительства стран по всему миру стремятся снизить стоимость своих нацвалют, чтобы повысить конкурентоспособность экономики и экспорта.
Страны с развивающейся экономикой по всему миру действительно увеличили объемы покупки долларов США и предприняли другие меры, для сдерживания укрепления курсов своих нацвалют. Но это отнюдь не объявление военных действий, считают некоторые эксперты.
«В настоящее время это не война. Я бы проводил различие между прямыми интервенциями и случаями, когда страны пытаются замедлить темпы роста основных показателей», - отметил аналитик управляющей компании самого крупного фонда облигаций мира PIMCO Ричард Кларида.
«Emerging markets всегда пытались управлять своими валютами», - утверждает основатель и портфельный менеджер Grant Capital Partners Стивен Дунейер.
В августе-сентябре центральные банки Японии, Южной Кореи и Тайваня провели интервенции на валютных рынках с целью предотвратить дальнейшее укрепление нацвалют. Китай продолжает сдерживать рост юаня, несмотря на ожесточенные протесты со стороны США, а представители ряда стран - от Сингапура до Колумбии - предупредили о негативных последствиях повышения валютных курсов.
Власти Япония в пятницу заявили, что не собираются вступать в девальвационную гонку на валютном рынке и не планируют долгосрочных и масштабных интервенций на валютном рынке.
Япония не собирается всеми мерами ослаблять курс иены, чтобы повысить конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке, вмешательство властей в валютные торги будет направлено лишь на сдерживание чрезмерных колебаний валютных курсов, заявил в четверг заместитель министра финансов страны Фумихико Игараси.
«В наши намерения не входит ввязывание в гонку валютной девальвации в государственных интересах, - цитирует выступление Ф.Игараси агентство Bloomberg. - Но мы можем проводить операции по сглаживанию чрезмерно волатильных колебаний, это допускается».
При этом правительство Японии готово «вбросить» на рынок новый объем иен, если в этом возникнет необходимость, однако при этом возврата к долгосрочным и крупномасштабным интервенциям на валютном рынке не планируется, заявил министр финансов страны Йосихико Нода в преддверии встречи «группы семи» в Вашингтоне.
«Интервенция, которую мы провели 15 сентября, была направлена на корректировку чрезмерных колебаний, - цитирует агентство Bloomberg выступление Й.Ноды. - Она отличается от вмешательства с целью добиться определенного уровня валютных курсов, которое носит масштабный и длительный характер».
В ходе торгов на этой неделе иена обновила максимум за 15 лет в паре с долларом, превысив тот уровень, на котором правительство Японии провело интервенцию на валютном рынке в сентябре.
«Валютные войны» между крупнейшими странами могут разрушить восстановление мировой экономики, заявил агентству Bloomberg главный экономист Международного валютного фонда Оливье Бланшар.
Финрегуляторы G7 обсудят изменения валютных курсов на встрече в Вашингтоне сегодня.
| |