|
«Любая некоммерческая организация должна иметь возможность привлекать волонтеров. Сейчас это право есть только у оргкомитета Олимпиады в Сочи и у благотворительных организаций», - заявила газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты Дарья Милославская. Она рассказала о разработанной ею концепции законопроекта о волонтерах.
Работа над законопроектом о деятельности волонтеров завершится к сентябрю. Об этом во вторник заявил вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев. «Мы планируем к сентябрю завершить работу над текстом законопроекта, затем обсудить его с общественностью в сети интернет, чтобы каждый желающий смог дать свои предложения по проекту закона», - заявил он РИА «Новости», добавив, что в этом случае документ может быть внесен в Госдуму уже в октябре-ноябре.
О том, зачем понадобился этот законопроект и как он отразится на добровольцах, газете ВЗГЛЯД рассказала его автор, член Общественной палаты Дарья Милославская.
ВЗГЛЯД: Дарья Игоревна, концепция законопроекта о волонтерах вызвала волну обсуждения, особенно на фоне сильного волонтерского движения в Крымске. Появление документа именно сейчас как-то связано с трагедией на Кубани?
Дарья Милославская: Абсолютно нет. Эти два события совпали случайно. Мы разрабатывали концепцию этого законопроекта много лет. Ее текст был опубликован на нашем сайте еще в апреле 2012 года. И, если честно, я не знаю, почему именно сейчас на нее обратили внимание журналисты и политики. Тем более что законопроект вовсе не стремится ограничить какие-то волонтерские акции.
ВЗГЛЯД: Зачастую волонтеры приезжают на место ЧП из разных городов и сел и тут же начинают помогать пострадавшим. Получается, что если ваша идея станет законом, им придется сперва найти НКО, которое их оформит как волонтеров, а уже потом отправиться на место трагедии?
Д.М.: Речь идет только о регулировании взаимоотношений организаций и волонтеров в том случае, когда необходимо компенсировать расходы волонтеров. Но этот законопроект ни в коем случае не затронет тех волонтеров, которые на личной машине приезжают в зону ЧП и начинают помогать людям. Этот документ не касается таких людей.
ВЗГЛЯД: На примере Крымска было заметно, что многие волонтеры не нуждались, например, в компенсации проезда, но им уже на месте был необходим дополнительный инструктаж и дополнительная подготовка. Если они не зарегистрированы ни в какой общественной организации, они смогут получить необходимую им помощь в тех же НКО?
Д.М.: Я надеюсь, что наш законопроект поможет таким ребятам. Но пока мы говорим, что необходимы урегулированные отношения между организациями и волонтерами в том случае, если последние действуют от ее имени, а НКО отвечает за них, компенсирует их расходы и проводит необходимый инструктаж. Если же какие-то люди просто приедут в зону ЧП и попросят провести с ними инструктаж, то я не знаю, какие организации станут им помогать, так как этот законопроект не будет распространяться на тех, кто не действует от имени этих организаций.
ВЗГЛЯД: По вашим оценкам, в России достаточно общественных организаций, которые в состоянии компенсировать расходы и обучить десятки тысяч волонтеров по всей стране?
Д.М.: У нас очень много подобных организаций. Они необязательно называются волонтерскими. И я считаю, что любая некоммерческая организация должна иметь возможность привлекать волонтеров. Сейчас это право есть только у оргкомитета Олимпиады в Сочи и у благотворительных организаций. А у всех остальных НКО, которых в России сотни тысяч, такого права нет. И идея нашего законопроекта как раз и состоит в том, чтобы и у остальных общественных организаций была возможность привлекать волонтеров или, например, профессоров, которые готовы почитать лекции студентам в Якутске. В этом случае НКО сможет оплатить им дорогу и проживание, не платя при этом гонорар.
ВЗГЛЯД: Но волонтерам все равно нужно будет найти офис НКО в своем или в соседнем регионе, чтобы заключить договор, или будет достаточно отправить им письмо по электронной почте?
Д.М.: Если человек хочет получить возмещение, он должен будет заключить договор с НКО. По электронной почте это можно будет сделать только в том случае, если у человека есть электронная подпись и организация ее признает, в ином случае нужно подъехать в офис организации. В принципе, таких организаций в России очень много, и ехать из Урюпинска в Москву совсем не обязательно. Главное, чтобы у этих организаций были деньги на то, чтобы оплатить проезд и проживание волонтеров.
ВЗГЛЯД: На примере других ЧП мы видим, что зачастую волонтерами становятся студенты каких-то вузов, как это было, например, в Ленске, где на восстановление пострадавшего от наводнения города отправили 500 добровольцев Якутского госуниверситета. В подобных ситуациях вузы смогут легально оплачивать дорогу и страховку своим студентам или сотрудникам?
Д.М.: Университет, в принципе, тоже некоммерческая организация. И если университет выступит в качестве организатора волонтерской деятельности и будет готов оплатить студентам дорогу и проживание, проблем никаких не будет. Но если сегодня те, кто получает деньги даже на проезд, должны заплатить с них подоходный налог, то с принятием этого законопроекта уплату этого налога с них никто требовать не станет. Если, конечно, волонтерское движение не будет стихийным движением какого-то курса, который просто захочет сам туда поехать.
ВЗГЛЯД: А вам известны случаи, когда у налоговых органов уже были претензии к волонтерам?
Д.М.: Да, такие ситуации были. Например, в Москве людям, которым НКО оплатили билеты, затем приходила квитанция из налоговой с просьбой оплатить подоходный налог.
ВЗГЛЯД: Государство будет обязано оплачивать страховку волонтерам, или это остается на усмотрение той или иной организации?
Д.М.: Такая идея есть. В этом случае мы считаем, это будет сильным стимулирующим фактором для активизации волонтерского движения, а государство сможет хотя бы в таком виде проявить свою заботу о тех, кто едет помогать людям.
ВЗГЛЯД: Участники интернет-форумов высказывают опасения, что с принятием вашего законопроекта власть будет отсекать от участия в ликвидации ЧП тех, кто не имеет официальный статус волонтера...
Д.М.: У нас в отношении зон чрезвычайных происшествий сегодня действует отдельное законодательство. И у МЧС есть собственные правила, опираясь на которые они могут либо пускать, либо вообще не пускать волонтеров в тот или иной район или город. Но об этом в законопроекте вообще речи не идет.
| |