|
АВИНЬОН, 17 июля - Анна Банасюкевич. Дочь эмигранта из Сенегала в рамках Авиньонского театрального фестиваля показала выставку, рассказывающую о сегодняшних нелегалах из Африки.
Выставка «Добро пожаловать» (Soyez les bienvenus) расположилась в Гимназии Поля Гира (Gymnase Paul Giera) недалеко от исторического центра города за пределами крепостных стен в помещении спортивного зала. Автор выставки Фанни Буяги выстроила в этом пространстве настоящие лабиринты из бумаги и картона, пытаясь воссоздать атмосферу захламленных гетто, в которых вынуждены жить беженцы из Африки.
Полвека назад отец Фанни приехал во Францию из Сенегала, не умея ни читать, ни писать, еле говоря по-французски. Но в 1957 году его приняли здесь буквально с распростертыми объятиями, нужна была рабочая сила. Без особых проблем Баре Буяги получил нужные бумаги - вид на жительство, гражданство, разрешение на работу. Он нашел жилье и скоро женился, потом появились дети. Первая часть композиции рассказывает эту семейную историю Фанни, историю ее отца-эмигранта 1957 года - здесь выставлены личные документы, письмо сенегальца, его фотографии. Рядом с документами висят наушники, можно постоять и послушать песню, которые Баре спел и записал незадолго до смерти - песню, в которой он перечисляет своих родных: маму, друзей, живых и мертвых. В песне слышится ностальгическая нотка, тоска по родной деревне, но Баре так никогда и не возвращался на родину.
Контрастом к этой почти идиллической картинке служит основная часть композиции, рассказывающая о положении дел сегодня. По словам Фанни, идея выставки родилась из случайной фотографии, на которой она запечатлела группу мигрантов из Африки в Кале. Поговорив с ними, Фанни решила заняться этой проблемой - она собрала множество материалов, поговорила с очень многими людьми, съездила в города и местечки, где концентрируются африканцы, надеющиеся на лучшую жизнь в Европе. Большинство из них попадают в безвыходные ситуации еще в начале пути - остаются без денег, без нормальной еды, без возможности уехать или вернуться обратно. По словам Фанни Буяги, 80% нелегальных мигрантов из Африки, мечтают вернуться на родину, но те небольшие деньги, которые они посылают в семью, позволяют их родственникам выжить, да и нет на родине работы. Многие молодые девушки, зарабатывающие в Европе проституцией, не могут вернуться и по другой причине - боятся предстать перед родственниками в своем нынешнем состоянии.
На выставке стоят телевизоры и проекторы - здесь показывают интервью с теми, кто застрял в разных лагерях, в настоящих гетто для мигрантов. В основном это молодые парни, надеющиеся дождаться грузовика, который отвезет их в Ливию, а оттуда по морю они намерены добраться до Испании или Италии. Все они знают про опасности, которые подстерегают их на пути, про многочисленные истории гибели таких же как они, но все равно упрямо стремятся в Европу.
Отправной точкой путешествия для Фанни Буяги стал Агадес (Agadez) - город в Сахаре на севере Нигера, где собираются мигранты из Буркина Фасо, Того, Ганы, других стран. Здесь Фанни записала свои интервью. Рядом с видео располагаются статьи, фотографии, на которых запечатлены расценки на транспорт до Ливии - следующей точки на пути мигранта из Африки.
Спустя год после своего путешествия в Агадес, Фанни стала интересоваться судьбой своих собеседников - многих из них она обнаружила в маленьком городке на севере Италии - Кастель-Вольтурно (Castel Volturno). В городе, где процветают проституция и бандитизм, скапливается масса мигрантов в надежде получить хоть какую-то работу. На экране показывают кадры из какой-то передачи: толпа мигрантов каждое утро штурмует автобусы, но водители боятся останавливаться и проносятся мимо. По словам Фанни Буяги, с началом Арабской весны и уходом Сильвио Берлускони с поста премьер-министра, была надежда, что ситуация изменится, но все осталось по-прежнему: люди живут в невыносимых условиях, полиция и администрация не обращают особого внимания на ситуацию.
По словам Фанни Буяги, ей хотелось сравнить ситуацию 50-х и сегодняшнего дня, но меньше всего она стремилась к пафосу и сентиментализму. Избежать этого ей помогла строгая документальность - выставка скупо фиксирует факты, не сгущая красок, и эта подчеркнутая отстраненность автора заставляет документы говорить сами за себя. Дав слово тем, кого обычно не слышат, Буяги подошла ко всем известной проблеме африканской миграции не с политической или экономической точки зрения, а с позиции конкретной человеческой судьбы, доставшейся тысячам и тысячам людей.
| |