|
Вчера утром корабль «Союз ТМА-05М», стартовав в воскресенье и пролетев 1,4 миллиона километров, причалил к МКС - точно по графику и полностью в автоматическом режиме.
За процессом сближения следили специалисты российского и американского Центров управления полетами в подмосковном Королеве и Хьюстоне. И еще шестеро землян, находившихся в космосе. На корабле «Союз» командир Юрий Маленченко был готов взять управление на себя, справа и слева от него находились астронавт НАСА американка Санита Уилльямс и японец Акихико Хошиде. А на станции приникли к иллюминаторам россияне Геннадий Падалка, Сергей Ревин и американец Джозеф Акаба.
На балконе Центра управления пристально наблюдали за стыковкой родные Юрия Маленченко - 6-летняя дочка Камилла и 35-летняя супруга Екатерина, американка русского происхождения. Их брак был зарегистрирован в августе 2003-го весьма необычным образом: Юрий находился в космосе, а Катя с юристом - в Хьюстоне, в брачном бюро... Вчера я встретил Екатерину с дочкой и еще одной родственницей в проходной ЦУПа. У кого-то из них не было паспорта, возникла пауза: пустят или не пустят? Подскочили журналисты. Но все уладилось: вместо паспорта разрешили предъявить водительские права. Я порадовался за сотрудников ЦУПа, проявивших неформальное гостеприимство.
Заместитель начальника отдела баллистики Евгений Мельников, один из опытнейших специалистов в этой сфере, поделился планами:
- 1 августа планируется запустить грузовой «Прогресс», который полетит к МКС по новой схеме. Корабль будет в пути не двое суток, как это происходило до сих пор, а всего 6 часов. Для чего 18 июля поднимем орбиту МКС на 5 километров.
Похоже, со временем и космонавты будут добираться до МКС не двое суток, а 6 часов...
На пресс-конференции в ЦУПе президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота вчера сообщил, что в производстве на разных стадиях находится около 30 грузовых и пилотируемых кораблей. Это интересный факт. Цикл изготовления корабля - 2,5 года. И когда происходило ЧП с каким-то кораблем, заменить его быстро оказывалось невозможно, ибо готовых к полету кораблей в запасе нет. Сейчас на замену требуется два месяца. «В недалеком будущем этот зазор сократится до месяца», - сказал Лопота.
- Почему после стыковки в зале не было привычных аплодисментов? - спросил дотошный японский журналист.
- Да потому, что это стало обычной работой, - был ему ответ.
Не знаю, не знаю... Я слежу за стыковками из ЦУПа уже 30 с лишним лет, но сердце каждый раз сжимается в волнении и восторге.
| |