|
«Сухой закон» для автомобилистов могут изменить. Правозащитники предлагают запретить алкотестеры и ввести градацию опьянения
«Сухой закон» для российских автомобилистов, скорее всего, будет изменен. Об этом свидетельствует решительность автомобильных правозащитных организаций, и заявление главы комитета Госдумы по безопасности Владимира Васильева о том, что в будущем можно будет вернуться к обсуждению поправок закона о безопасности дорожного движения. Правда, изменения в законе не вернут к жизни поправку 0,3 промилле. Рассматривается две инициативы - запретить сотрудникам ГАИ проверять на содержание алкоголя в крови, и ввести пороговую градацию содержания алкоголя в крови, согласно которой небольшие показатели до 0,3 промилле наказывались бы штрафами, а не лишением прав.
Накануне в ходе «круглого стола» в Москве, посвященного «сухому закону» для автомобилистов, депутат Госдумы Владимир Васильев провалил тест на алкоголь после употребления кваса.
«Нужно изучать опыт, собирать статистику. Если мы поймем, что нужно возвращаться к увеличению (пороговой величины алкоголя в крови - "Труд"), давайте возвращаться. Возможно, надо будет поискать и другие варианты», - передает слова Владимира Васильева агентство «Интерфакс».
Пока рано делать выводы о негативных последствиях поправок в законодательстве, отменивших норму содержания алкоголя в крови водителей в пределах 0,3 промилле, которая действовала до 6 августа 2010 года.
«Переборщили? Давайте посмотрим, обобщим практику. Может быть, мы будем увеличивать порог, но одновременно с этим, например, введем конфискацию автомобиля (в случае превышения пороговой величины - "Труд")», - сказал Владимир Васильев.
Следует изучить статистические данные ГАИ, уточнил «Труду» пресс-секретарь депутата Борис Тумаков. Но Госавтоинспекция РФ пока не может оценить влияние введения нулевой нормы содержания алкоголя в крови на дорожную ситуацию, передает «РИА Новости». Тем не менее, отмечается тенденция сокращения количества пьяных за рулем.
«За два месяца с момента принятия соответствующего закона (порог был снижен с 0,3 промилле до нуля) не произошло существенных изменений, но отмечается общая тенденция снижения количества пьяных автомобилистов и количества ДТП по вине находящихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения», - сказал накануне заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин.
Федерация автолюбителей России оперирует несколько иными данными, доказывающими бесполезность «сухого закона».
«Статистика следующая. С 2008 по 2009 год количество людей управляющих автомобилем в нетрезвом состоянии снизилось на 12 процентов, количество ДТП с участием людей в нетрезвом состоянии снизилось тоже на 7 процентов. Поэтому принятие этого закона было в принципе, не востребованным. Это популистский закон, потому что количество нетрезвых людей не увеличивалось», - рассказал «Труду» руководитель московского отделения ФАР Сергей Канаев.
Между тем, сам депутат Владимир Васильев отметил, что в свое время был сторонником введения пороговой величины алкоголя в крови водителей на уровне 0,5 промилле, передает «Интерфакс». Согласно Международной конвенции 0,5 промилле является предельно допустимой нормой содержания алкоголя в крови.
По мнению депутата, соотечественники не выдержали проверку даже на 0,3 промилле, така норма была введена в 2008 году. «Наши простые граждане восприняли эту ситуацию однозначно - можно рюмочку, а за ней - и вторую», - сказал думского комитета по безопасности.
Он принял участие в импровизированном эксперименте. Сперва парламентарий прошел освидетельствование на портативном сертифицированном алкотестере, который показал полное отсутствие алкоголя в его крови. Затем председатель думского комитета по безопасности выпил полстакана кваса живого брожения, и через десять минут было проведено повторное освидетельствование, после которого прибор показал содержание алкоголя в крови Васильева на уровне 0,021 промилле с учетом погрешности прибора в 0,02. Эти показатели в реальности дали бы основание инспектору для составления протокола в отношении водителя с таким содержанием алкоголя в крови.
Но и собственная проваленная экспертиза не убедила депутата. «Да, я выпил квас, но на этикетке написано, что в нем содержится спирт на уровне 0,2%. Зачем я, садясь за руль, буду его пить? Лучше пить безалкогольный квас», - так прокомментировал Васильев результаты эксперимента.
Гаишники не медики
В ходе «круглого стола» адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский выступил с предложением запретить сотрудникам ГАИ проводить экспертизу на дороге.
«Вчера разговор шел о том, что если уже отменили 0,3 промилле, если вообще за рулем пить нельзя, то не должен страдать честный человек, который ничего не пьет. Но у него эти проблемы присутствуют за счет, например, корвалола, где содержится спирт. Поэтому, большинство выступающих сошлись на том, что нужно отменить норму, дающую право гаишникам подсовывать трубочку людям на трассе», - уточняет правозащитник.
Речь идет о том, что если у автомобилиста наблюдаются характерные признаки алкогольного опьянения, то сотрудник ГАИ должен предложить нерадивому водителю проехать в медицинское учреждение на обследование. Таким образом, от непредсказуемых неприятностей избавляются те, кто не пьет, но не застрахован от небольшого содержания алкоголя в крови.
«Измерять промилле и проводить экспертизу на состояние опьянения должен только врач. А введя норму 0,3 промилле, ввели еще и строчку о том, что измерять количество алкоголя в крови может инспектор на дороге. Президента России дезинформировали, президенту рассказали только одну часть вопроса, что люди стали пить больше. А о второй части вопроса не проинформировали», - поясняет Леонид Ольшанский.
По мнению адвоката, такая инициатива может быть рассмотрена и принята уже в ближайшее время. «Очень много жалоб на провокации, и вот в связи с этим я поднимаю знамя борьбы за отмены освидетельствования на дороге», - сообщает Леонид Ольшанский.
Алкотестеры и штрафы
Руководитель московской ячейки ФАР Сергей Канаев, не разделяет убеждений своего коллеги Леонида Ольшанского. Он, от лица ФАР, выступает с инициативой градации порогов алкогольного опьянения.
«Наиболее полезно было бы ввести градацию, то есть, от 0 до 0,3 промилле человек не опасен в принципе, пусть за эту норму назначат штраф. У нас по международным стандартам норма, которая действительно считается опасной это 0,5 промилле. Вот с 0,5 промилле, я бы сказал, что нужно лишать прав», - рассказал «Труду» Сергей Канаев.
По его мнению, отмена закона будет «шагом назад», России следует поступать более разумно «в соответствии с международной конвенцией» и «в соответствии с опасностью на дороге того или иного товарища».
Предложения ФАР и Движения автомобилистов России вовсе не противоречат поправке о 0,0 промилле, введенной по инициативе «Единой России».
Напомним, закон, отменяющий предельно допустимую дозу алкоголя в организме водителя, в вступил в силу в России 6 августа 2010 года. Руководство Госавтоинспекции уверено, принятая мера позволит снизить число ДТП в России, совершенных по вине или с участием нетрезвых водителей.
По данным МВД РФ, по вине пьяных водителей по-прежнему происходит значительное число дорожно-транспортных происшествий. Так, только за первое полугодие 2010 года на дорогах страны было зафиксировано 4,679 тысячи подобных аварий, в которых погибли более 660 человек и пострадали почти 6,9 тысячи.
Президент РФ Дмитрий Медведев в июле подписал федеральный закон, запрещающий водителям садиться за руль после употребления даже небольшого количества алкоголя; в противном случае автомобилист однозначно будет лишаться водительских прав. Документ предусматривает лишение удостоверений на срок от 1,5 до 2 лет, а для злостных нарушителей - административный арест на срок до 15 суток.
| |