Современное искусство взяли на борт. На территории Всероссийского выставочного центра с 2009 года функционирует галерея «Самолет», которую приютил на своем борту знаменитый ЯК-42. Эта модель стоит на ВВЦ с 81го года, но теперь из символа отечественного авиапрома она превратилась в арт-объект.
Новая фотовыставка в воздушной галерее привлекла к себе особое внимание посетителей. Почему, узнала корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Щербинина.
Найти «Самолет» на ВВЦ, как ни странно, задача не из легких. Площадь Промышленности, где уже три десятилетия стоит 36-метровый Як-42, находится в самом центре огромного выставочного комплекса, и от посетителя требуется настоящая любовь к искусству, чтобы дошагать до галереи. Но «Самолет» того стоит.
Второй прототип Як-42 прибыл на «Выставку достижений народного хозяйства» после знаменитого полета из Москвы в Читу, где был поставлен абсолютный рекорд - вместо заявленной дальности полета 2900 км, новый самолет пролетел почти 4700.
И сегодня Як производит впечатление не только ярким оформлением - фюзеляж раскрашен к годовщине победы в Великой отечественной войне, но и отличным техническим состоянием, рассказывает директор по развитию галереи «Самолет» Артем Долгополов:
«Состояние у самолета прекрасное, мы его перекрасили, правда несколько лет назад, и планируем в этом году перекрасить, чтобы он визуально выглядел более свежо. Мы ежегодно восстанавливаем кабину пилота, в которую очень любят забираться дети. Иногда привлекаем КБ Яковлева, которое находит нужные запчасти».
Примечательно, что в самолете до сих пор стоят оригинальные двигатели, то есть теоретически, если восстановить всю электронику, его можно поднять в воздух. Но посетителям, особенно детям, хватает и того, что в кабине пилота можно трогать, нажимать и крутить всё, что душе угодно. И даже постоять на крыле самолета в границах специально очерченной безопасной зоны. Но главный аттракцион «Самолета», конечно, экспонаты. На новой выставке 8 авторов и 40 фотографий, каждая из которых была незаконно использована СМИ, то есть фактически украдена- рассказывает Артем Долгополов:
«Мы решили показать, что фотографы могут сейчас отстаивать свои права и в общем-то серьезными суммами по суду наказывать своих обидчиков, если, конечно, не договорятся до суда, как это чаще всего бывает».
Закрытие Черкизовского рынка, митинги, «Булгария», фальшивая овечка Долли. Здесь собрана лишь малая часть снимков, которые за последние три года стали предметом судебных тяжб между фотографами и СМИ, которые незаконно их использовали. Особую пикантность экспозиции придает то, что каждую работу сопровождает не только информация об авторе и ответчике, краткая история судебного дела, но и сумма выплаченной правообладателю компенсации. Таким образом, организаторы надеются привлечь внимание к проблеме нарушения авторских прав в фотографии, объясняет Дологополов:
«Часто бывает, что "ой, мою фотографию где-то использовали, что делать? Ой, я, наверное, на них в суд подам". Потом позвонил, ему, фотографу, несколько классических юридических терминов привели, всё, ему показалось, что здесь ничего не добьешься. На самом деле не так».
Труднодоказуемость, необходимость платить судебные издержки и зависимость от того, насколько сам судья разбирается в нюансах фотографического дела - основные причины, по которым ущемленные в правах авторы не обращаются в суды. Однако, выставка в «Самолете» наглядно показывает, что все эти проблемы решаемы, а победа приносит истцам не только моральное, но и материальное удовлетворение.