|
Главный фильм лета. Рецензия FashionTime.
Начало / Inception
★★★★★
Режиссер: Кристофер Нолан (Christopher Nolan) В ролях: Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), Джозеф Гордон-Левитт (Joseph Gordon-Levitt), Эллен Пейдж (Ellen Page), Том Харди (Tom Hardy), Марион Котийяр (Marion Cotillard), Киллиан Мерфи (Cillian Murphy), Кен Ватанабе (Ken Watanabe), Дилип Рао (Dileep Rao), Майкл Кейн (Michael Caine)
Профессиональный вор чужих идей Дом Кобб (Ди Каприо ) заваливает предпоследнюю работу, но соглашается на последнюю - манящую искуплением грехов, но грозящую и вековым заточением в недрах подсознания. Специализация Кобба и его команды, эксперта (Гордон-Левитт), архитектора (Пейдж), фальсификатора (Харди) и химика (Рао), - человеческие сны и их секреты. Вот только в этот - последний - раз заказчик (Ватанабе) хочет не украсть, а засадить идею в голову жертвы (Мерфи), а главный из исполнителей явно выпустил из-под контроля таинственную femme fatale (Котийяр).
То, что в иерархии блокбастеров в кои-то веки появился не сиквел, не римейк, не экранизация комикса и не адаптация видеоигры, очевидно, хорошо, но совершенно не новость - от Нолана другого не ждали. Новость в том, что Нолан-режиссер - с некоторой помощью исполинских IMAX-экранов - впервые додавил, поборол, переиграл Нолана-сценариста, и она тоже очень хорошая. Не потому что режиссер, которого дежурно величают «визионером» и «Кубриком XXI века», похоже, наработал на долгожданную оскаровскую номинацию, а потому что развитие налицо - чем больше у Нолана денег, тем понятнее, что лучше всего у него получается их тратить (а не делать умный вид).
Определенные огрехи, как и прежде, свойственны и Нолану-сценаристу (диалоги традиционно принесены в жертву сюжетной головоломке, которая в «Начале» довольно бессовестно вторгается во владения Чарли Кауфмана), и Нолану-режиссеру, который все-таки чересчур ремесленник, - повсеместно принято одобрительно отмечать, что он всегда укладывается в бюджеты и сроки. С одной стороны, нам бы такие бюджеты - а, с другой, ну как не уважать человека, без тени страха и смущения подмешивающего Бонда в «Блейдраннера», а «Матрицу» закатывающего в «Солярис». Даже когда кажется, что мозгов у Нолана нет совсем, чувствуется, что яйца у него дай бог каждому.
Не жалуется Нолан и на кадры - один сэр Майкл Кейн в качестве, страшно сказать, талисмана чего стоит. «Начало» и в этом смысле вне конкуренции - одно то, что свои шансы полюбиться многомиллионной аудитории получили Харди и Гордон-Левитт, уже не позволяет придираться к Нолану по пустякам вроде этой его серьезной мины, которую он строит по поводу и без. Если уж на то пошло, Харди (бандит-гей из «Рок-н-ролльщика», Бронсон из «Бронсона») - MVP «Начала», живое и остроумное звено, которого хорошим, но набычившимся фильмам Нолана всегда недоставало.
Ди Каприо не выходит из образа вдовца и отца с травмированной психикой, в котором преуспел в «Острове проклятых» - Лео чудо как хорош, но если не выпустит пар, снявшись в чем-нибудь менее энергозатратном, то рискует лопнуть. Пейдж - единственная, кто выступает на стороне запутавшегося зрителя, задаваясь вопросами вроде «Еще раз - в чьем мы сейчас подсознании?» Котийяр на глазах превращается в великую актрису, да еще и обеспечивает метаюмор в звуковой дорожке (состоящей в основном из оригинальной музыки Ганса Циммера и, в общем и целом, блестящей).
В общем и целом, грандиозен и фильм - свои главные мысли («Идея - самый живучий паразит») проговаривающий сразу и вслух, а дыры в логике закатывающий неортодоксальным, головокружительно снятым и мастерски смонтированным экшном. У меня были претензии и к «Помни», и к «Престижу», и к «Темному рыцарю», но сейчас вопросов нет - мне не очень интересно, что Нолан хочет сказать, но наблюдать за тем, как он тратит вверенные ему миллионы, страшно увлекательно. Иначе говоря, новый Кубрик из него, прямо скажем, так себе, а вот второй Кэмерон может со временем получиться. В конце концов, если у кого и есть шансы обновить кассовые рекорды первого «Аватара», пока не вышел второй, то это у третьего «Бэтмена».
| |