|
Крупные туркомпании перешли на новые правила деятельности, что не принесло потерь среди игроков рынка. Тем временем многие эксперты прогнозируют достаточно массовый переход российских туристов от пакетных услуг к самостоятельному бронированию
В четверг, 19 июля, Ростуризм завершил проверку документов, поступивших от крупнейших российских туркомпаний. Согласно новым правилам, им необходимо было увеличить объем финансовых гарантий. В случае непредоставления соответствующих бумаг в срок туроператору грозило исключение из реестра. Несмотря на то, что сначала у многих возникли определенные трудности, процедура «обновления» прошла без потерь - все остались в строю.
Новые правила касаются крупных туристических компаний с оборотом свыше 250 млн рублей в год. Размер финансовых гарантий теперь должен составлять 12% от оборота. Таким образом, если ранее максимальная сумма финансового обеспечения не превышала ста миллионов рублей, то сейчас она может равняться и тремстам, и четыремстам миллионам. Для некоторых крупных туроператоров дело может дойти и до миллиарда рублей.
Еще в начале июня в Ростуризме сетовали на то, что не получили документы от многих крупных туроператоров. Срок истекал 4 июля, после чего ведомству за две недели предстояло проверить бумаги. Как рассказала BFM.ru в среду, 18 июля, руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова, в итоге все уложились в сроки, и претензий ни к кому не возникло.
«Проверка закончилась сегодня, никто из туроператоров из реестра исключен не был. Все действующие крупные операторы как работали, так и работают. Всего туркомпаний, чей годовой оборот превышает 250 млн рублей - 24. Девяти из них вообще не пришлось ничего менять - их договора на финансовое обеспечение уже соответствовали новым правилам. Остальным пришлось увеличивать. Они нашли выход из ситуации, несмотря на то, что страховщики изначально отказывались страховать этот бизнес, называя его слишком рискованным. Некоторым компаниям пришлось "разбивать" сумму на несколько контрактов с разными страховщиками», - рассказала Ирина Щеголькова.
Сделай сам
Между тем, некоторые эксперты прогнозируют в ближайшие годы существенный передел туристического рынка в связи с громкими банкротствами туркомпаний, произошедшими в последнее время. Ряд экспертов полагает, что участь, постигшая таких крупных игроков, как «Капитал-тур», «Ланта-тур вояж», «Идеальный мир» и «Вокруг Света», заставит российских туристов задуматься о переходе от пакетного туризма к самостоятельному бронированию авиабилетов и номеров в отелях.
Генеральный директор и совладелец одного из крупнейших российских сервисов бронирования отелей Oktogo.ru Марина Колесник в интервью BFM.ru рассказала, что пока в России лишь 10% от всех туристических бронирований делаются онлайн, тогда как в США этот показатель приближается к 60%, в Индии - к 30%, в странах Европы - к 30-50%. Но при этом российский рынок онлайн-путешествий - самый быстрорастущий.
- Какие перспективы у российского туристического рынка на ближайшие несколько лет?
- Сейчас наблюдается тенденция перехода к самостоятельному туризму. Рынок онлайн-путешествий в России стремительно растет. Сейчас все данные говорят о том, что его доля увеличится с 10% в 2011 году до 18% в 2013-м. Один из катализаторов этого процесса - банкротство крупных туроператоров, которые произошли в последние годы.
- При бронировании отеля онлайн без использования услуг туроператора, как правило, визу приходится получать самостоятельно в посольстве. Не отпугивает ли этот факт российских туристов?
- Во-первых, туристы рассматривают возможность самостоятельного получения визы как элемент экономии. Во-вторых, большим спросом, в том числе для самостоятельных поездок, пользуются страны, с которыми у нас безвизовый режим. Наконец, многие европейские страны с популярными морскими курортами стремятся облегчить процедуру получения виз, так как заинтересованы в российских туристах.
- Как обстоят дела со страховкой при самостоятельном бронировании?
- Если вы едете в визовую страну, то медицинская страховка для вас обязательна. Также всегда страхуется ответственность перевозчика. Дополнительные страховки на форс-мажорные обстоятельства самостоятельные туристы делают по желанию.
- Сегодня приобрести пакетный тур все же выгодней, чем покупать все по отдельности, если, конечно, речь не идет о билетах, купленных задолго до путешествия или по акциям. Значит ли это, что рынок будет иметь тенденцию перехода лишь к заблаговременному самостоятельному бронированию билетов и номеров?
- Все зависит от выбранного направления. Все-таки самостоятельные туристы в большинстве своем - это люди, которые уже попробовали пакетные туры и готовы осваивать что-то новое. Зачастую они выбирают менее популярные туристические направления или планируют маршрут с пересадкой в одной из европейских стран, где есть лоу-кост авиакомпании. Но тенденция раннего бронирования действительно характерна для самостоятельных путешественников.
- Как правило, российские туроператоры работают с определенными отелями и именно про них можно найти больше всего информации в Интернете на русском языке. За счет чего ситуация может измениться, будет ли расширяться география отелей для наших соотечественников?
- Мы активно сотрудничаем с мировым порталом TripAdvisor, который ведет пользовательский рейтинг отелей по всему миру. Туристы могут оставлять на нем свои отзывы о качестве проживания в той или иной гостинице. При выборе отеля на портале Oktogo.ru клиент сразу может посмотреть отзывы на TripAdvisor. Конечно, многие из них оставлены иностранными туристами, но это дает только преимущество, так как можно сравнить разные точки зрения.
Стоит только распробовать
Специалист по связям с общественностью сервиса поиска авиабилетов Momondo Russia Ирина Рябовол также рассказала BFM.ru, что туристический рынок постепенно разворачивается в сторону самостоятельного бронирования. Такая тенденция наблюдается на протяжении последних пяти лет.
«После громких банкротств среди крупных туроператоров, многие туристы осознали, что покупка тура не дает 100% гарантий беззаботного отдыха. Я не берусь назвать это массовым явлением, но цифры говорят сами за себя - сектор онлайн-бронирования отелей и авто, а вместе с ним и самостоятельного туризма, растет на 35-50% ежегодно», - привела статистику Ирина Рябовол.
По словам собеседницы BFM.ru, те, кто уже начал путешествовать без помощи турагентств, делают это регулярно 2- раза в год: «Пока в организацию самостоятельных путешествий больше вовлечены жители Москвы, Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга и Новосибирска. Прочие регионы значительно отстают, многие люди там элементарно не знают о такой альтернативе пакетным турам, кто-то просто боится попробовать.
Существуют и другие проблемы, мешающие более стремительному развитию этого рынка - это и слаборазвитая маршрутная сеть из регионов, и стремящееся к нулю число дешевых рейсов от зарубежных лоукостеров. Несмотря на все это, российский рынок онлайн-поиска и бронирования туристических услуг - самый быстрорастущий в Европе. Наши эксперты прогнозируют двукратное увеличение объема этого сегмента рынка в течение следующих нескольких лет».
| |