Каждый день в Испании приносит известия о новых антисоциальных мерах правительства консервативной Народной партии во главе с Мариано Рахоем, старающегося сократить дефицит государственного бюджета, в основном путем урезания доходов населения.
И с каждым днем в стране растет количество и размах протестных акций, участники которых видят, как на глазах падает их благосостояние, высоким уровнем которого Испания не уставала гордиться последние 20 лет.
«Испания уверенно шагает вперед и вошла в число восьми самых развитых в экономическом отношении стран мира», - говорил десять лет назад представлявший Народную партию премьер-министр Хосе Мария Аснар. «Испания играет в высшей лиге мировой экономики, и ей не страшен экономический кризис», - говорил шесть лет спустя другой премьер, социалист Хосе Луис Родригес Сапатеро. Специалистам еще предстоит проанализировать эту патологию власти, которая теряет чувство реальности, за что потом расплачиваются миллионы простых граждан. Ведь когда в конце 90-х годов и начале нулевых испанская экономика разбухала от притока «легких» денег, полученных в результате бума в строительстве и продаже недвижимости, должны были найтись трезвомыслящие люди, которые бы предупредили политиков об опасности перегрева национальной экономики, способного при изменении международной конъюнктуры привести страну к финансовому краху. И, наверняка, такие предупреждения были. Однако действовавшие в этот период испанские политики, которых больше заботили голоса избирателей на ближайших выборах, не вняли этим предупреждениям. В результате нынешний премьер Мариано Рахой вынужден перед лицом фактического банкротства целого ряда испанских банков просить экстренную помощь ЕС для их рекапитализации, что не мешает ему при этом публично утверждать, что эта помощь будет предоставлена без дополнительных для страны условий.
Но, как известно, никто в этом мире просто так денег не дает, и уже несколько дней спустя стало известно, что выделение финансовой помощи испанским банкам Евросоюз сопроводил 32 условиями, ставящими испанский банковский сектор, как отметил известный испанский экономический обозреватель Хоакин Эстефания, «под полный контроль европейских структур». Более того, ЕС потребовал от испанского правительства принятия дополнительных мер по сокращению дефицита госбюджета. Не успели испанские СМИ сообщить о том, что предоставление Испании финансовой помощи для рекапитализации банков сопровождается жесткими условиями реформирования банковского сектора страны, которые газета «Паис» назвала «шоковой терапией», как уже на следующий день им пришлось сообщать об еще более шоковых мерах испанского правительства, резко повысившего налоги и сократившего государственные расходы, в том числе на социальные нужды.
Стоит напомнить, почему Испания была вынуждена обратиться за финансовой помощью к ЕС. Дело в том, что в условиях переживаемой экономикой рецессии, снижения внутреннего потребления и объема налоговых поступлений стране ничего не остается делать, как обращаться к внешним заимствованиям. Однако уровень рисков по испанским долговым обязательствам в последние недели стабильно превышает 500 пунктов, а доходность по ним составляет от 6,5 до 7% Данный уровень специалисты считают пределом того, что может выдержать национальная экономика. Это подтвердил и испанский премьер, который отметил, что «платить столь высокие проценты за взятые в долг средства страна долго не может». Но она не может и не брать в долг, так как в противном случае у нее не будет денег, чтобы выплатить зарплаты госслужащим и поддерживать основные социальные программы.
Достаточно сказать, что, по данным Банка Испании, общая сумма кредитов, взятых испанскими банками у ЕЦБ, составила в июне рекордную цифру в 337 млрд 206 млн евро, что на 17,1% больше, чем в мае. Однако и это не может спасти часть банков, которые оказались, как, например, четвертый в стране банк «Банкия», на грани банкротства и поэтому были национализированы.
В этой ситуации испанскому правительству пришлось вести сражение за экономическую состоятельность страны на двух фронтах. На одном из них велась борьба за получение финансовой помощи ЕС для оздоровления банковской системы страны, и правительство сумело добиться здесь определенных успехов, получив гарантии предоставления такой помощи в размере до 100 млрд евро. На другом фронте решалась проблема сокращения дефицита госбюджета, чтобы успокоить международные финансовые рынки и облегчить условия получения Испанией средств. В этом вопросе правительство пошло по пути наименьшего сопротивления и приняло пакет мер, которые газета «Мундо» охарактеризовала как «самое крупное урезание социальных прав населения за всю историю постфранкистской Испании».
Сокращение госрасходов и увеличение доходов в государственную казну испанский премьер начал проводить с повышения НДС, как того и требовал ЕС. Нынешнее правительство Народной партии, которая еще 8 месяцев назад в своей предвыборной программе обещала, что не будет повышать налоги, увеличило НДС на 3% - с 18 до 21. Одновременно повышен с 8 до 10% т.н. сокращенный НДС, под который подпадают туристические услуги и билеты на транспорт. НДС на зрелищные мероприятия, на ритуальные услуги, работу артистов поднят сразу с 8 до 21 процента. Правда, на продукты первой необходимости он сохранен на прежнем уровне в 4 процента.
Второй уступкой ЕС стали отмена изъятия из налогооблагаемой базы расходов на приобретение жилья и повышение НДС на приобретаемое жилье с 4 до 10 процентов. Увеличено также налогообложение, нацеленное на защиту окружающей среды, по принципу «кто загрязняет, тот и платит». И в который уже раз поднят налог на табачные изделия.
На этом меры правительства по повышению доходов исчерпываются. Ни слова не сказано о предлагаемом оппозицией повышении налогообложения на крупные состояния и на доходы банков и частных компаний или об ограничении освобождения от налогов католической церкви. Зато правительство приняло обширную программу сокращения государственных расходов, которая коснется очень многих испанцев.
Во-первых, сокращены пособия по безработице, которой сегодня в стране охвачено более 5 млн человек. Кроме того, отменены большинство бонусов за наем той или иной категории работников, кроме бонусов для молодых предпринимателей. Еще одним ударом по доходам госслужащих стала отмена правительством одной из двух дополнительных зарплат, предусмотренных коллективным договором. Сокращено число дополнительных дней к отпуску, назначаемых за выслугу лет.
Объявляя об этих мерах, председатель испанского правительства Мариано Рахой заявил, что многие из них ему не нравятся, но они являются неизбежными в нынешней финансовой ситуации, в которой оказалась Испания. «Этого требует здравый смысл, этого требует ЕС», - подчеркнул премьер.
Принятием этих мер правительство надеется сократить на 65 млрд евро дефицит государственного бюджета, что должно продемонстрировать ЕС и финансовым рынкам решимость страны добиться, пусть не сразу, бюджетной стабилизации. Это повысило бы доверие к способности Испании самостоятельно обслуживать свой внешний долг и смягчило бы условия заимствований.
Как отметил представитель Европейской комиссии, «готовность Испании быстро отреагировать на рекомендации европейских партнеров вызывает удовлетворение». Теперь становится понятно, почему на прошедшем накануне объявления испанским правительством новых жестких мер бюджетной экономии заседании министров экономики и финансов стран еврозоны было принято решение об отсрочке на 1 год выполнения Испанией согласованных с ЕС показателей дефицита госбюджета. Так, к концу этого года вместо дефицита в размере 5,3% ВВП Испании разрешено остановиться на 6,3%, а достижение плановых трех процентов передвинуто с 2013 на 2014 год.
Конечно, испанцы высказывают несогласие с экономической политикой правительства Мариано Рахоя. Ведущие профсоюзные объединения страны объявили о проведении массовых акций протеста против объявленных правительством мер и пригрозили всеобщей забастовкой.
Испанские госслужащие, по карману которых новые меры правительства нанесли ощутимый удар, не стали дожидаться организованных профсоюзами акций протеста и уже на следующий день после их объявления вышли на улицы, чтобы потребовать изменения экономической политики правительства. «Понять госслужащих нетрудно. Они только что были свидетелями недюжинных усилий правительства по спасению банкиров, которые в значительной степени несут ответственность за нынешний финансовый кризис в Испании, а теперь им говорят, что для спасения страны госслужащим нужно еще туже затянуть пояса», - пишет в редакционной статье газета «Паис».
Организаторами этих кажущихся стихийными выступлений граждан стали социальные сети, которые, как и в случае с «движением возмущенных», оказываются самым быстрым и эффективным инструментом объединения общественных настроений. К тому же, как считают испанские эксперты по общественным движениям, недовольство населения направлено сегодня как против правящей Народной партии, так и социалистов, иными словами, - политической элиты в целом. Испанцы видят в ней, прежде всего, в банкирах алчных защитников своих корыстных интересов в противовес общественным. Этому способствуют сообщения о присвоении некоторыми из них крупных сумм, о потере частью вкладчиков своих сбережений, помещенных в различные банковские продукты, а также недовольство тем фактом, что никто из банкиров, доведших свои кредитные учреждения до банкротства, до сих пор не призван к ответственности.
В любом случае, в Испании неизбежно дальнейшее усиление противостояния народных масс с политической и экономической элитой.