|
В пятницу, 20 июля, президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел совещание на тему «Развитие внутреннего водного транспорта Республики Башкортостан». Для участия в нем были приглашены руководители министерств и ведомств, предприятий водного транспорта, главы администраций городов Уфа, Агидель, Бирского, Благовещенского районов, представители контролирующих органов.
В начале совещания глава республики обозначил серьезную, актуальную в эти дни проблему - обмеление рек, в результате чего возникла реальная угроза потери судоходства на реке Белой.
- Сегодня ситуация хуже, чем в засушливом 2010 году, - отметил Рустэм Хамитов. - В водохранилища поступает все меньше воды.
Однако, как подчеркнул президент, запасы воды у нас есть, и перебоев с водоснабжением не будет.
На совещании Рустэм Хамитов обозначил три главные проблемы. Первая - это река, снижение уровня воды в реке Белой, что создает огромные трудности для судоходства. Простаивают пассажирские и грузовые суда, которые не могут пройти по Белой дальше Бирска. Но, по словам Рустэма Закиевича, обмеление рек - это не только последствие засухи, но и бесхозяйственной работы в руслах рек: бесконтрольной добычи песчано-гравийной смеси (ПГС), вследствие чего происходит деформация русла, понижается уровень воды.
- В этом плане нужно активизировать работу Минэкологии, охранных структур, - поставил задачу президент республики.
Вторая проблема связана с наличием и функционированием портов. Чтобы минимизировать техногенное воздействие на состояние рек, убежден президент, нужно строить водохранилища. Прежде всего, речь идет о Нижне-Суянском гидроузле на реке Уфа. Но его строительство - это дело будущего, на перспективу, в ближайшие 10-15 лет. При этом нужны согласования с соседними регионами, по которым река протекает, необходимо привлечение значительных средств. Стоимость проекта Нижне-Суянского гидроузла - порядка 15-20 млрд рублей. Данный гидроузел на 150 кубометров в секунду мог бы увеличить приточность Павловского водохранилища. А за счет Нижнекамского водохранилища можно «подпереть Белую снизу».
С проблемой деятельности портов тесно связано проведение дноуглубительных работ на значительном протяжении реки Белой, что республика сможет осуществить только при финансовой поддержке федерального центра. Ведь все понимают, что ситуация с Белой плохая, ее надо спасать, подчеркнул Рустэм Хамитов. Таким образом в свое время потеряли реку Оку, которая стала совершенно непригодной для судоходства. Президент республики поставил задачу комплексно рассмотреть проект «Уфа - Агидель» с промежуточными портовыми зонами в Благовещенске, Бирске, Дюртюлях и строительством порта в городе Агидели. Здесь необходимо создать филиал ООО «Судостроительный-судоремонтный завод», и первые шаги в этом направлении уже делаются. Третья большая проблема, которую обозначил глава республики, - это состояние речного флота Башкирии, физическая изношенность судов, необходимость их модернизации и по возможности замены.
- Нужно определить минимальный набор судов, исходя из сложившейся обстановки с водой, - обратился Рустэм Хамитов к представителям республиканского Минтранса и Башкирского речного пароходства. - Нужно строить баржи с низкой осадкой, земснаряды. Нужен нормальный, комплексный подход к проблемам водного транспорта. Должна быть программа его развития.
На совещании были заслушаны выступления председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Ильяса Мунирова, заместителя руководителя Камского Бассейнового водного управления, начальника отдела водных ресурсов по Башкортостану Владимира Горячева, начальника Бельского района водных путей и судоходства Станислава Большакова, главы администрации Уфы Ирека Ялалова, вице-премьера правительства РБ Сергея Афонина и других руководителей.
| |