|
Главное средство передвижения по космодрому - железная дорога. Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки, спутники - в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители - к старту. Бытующая на космодроме фраза, что все ракеты улетают из железнодорожного тупика, - не преувеличение. Из года в год не меняется главное - время вывоза: «Союз» - в 7 утра, «Протон» - в 6.30.
На огромной территории космодрома уникальная железная дорога, которая имеет невероятную функциональную нагрузку. Будто главная кровеносная артерия она дает жизнь всему огромному организму космодрома. Отвечает за эту работу организация с символичным названием «Космотранс».
«У нас 15 железнодорожных станций, свое депо, свое железнодорожное хозяйство, 57 вагонов, 150 километров главного пути», - рассказывает начальник комплекса железнодорожного обеспечения КЦ «Южный» Николай Ефременко.
Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки, спутники в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители к старту. Бытующая на космодроме фраза, что все ракеты улетают из железнодорожного тупика - не преувеличение. Из года в год не меняется главное - время вывоза: «Союз» - в 7 утра, «Протон» - в 6.30.
«Чтобы вывезти ракету, надо очень ее аккуратно, мягко везти, без толчков. Она этого не любит», - рассказывает диспетчер Владимир Ильин.
Скорость - от 2 до 5 километров в час. И никакой качки. Ракете это противопоказано. Николай Федорович на вывозе всегда. У него здесь свои традиционные точки для наблюдения. Говорит, что каждый вывоз особенный, но запоминается, конечно, первый.
«Запомнил все. Тогда я не руководителем работал. Был простым исполнителем. Бегал, как мои подчиненные сейчас», - вспоминает Николай Ефременко.
От вывоза тяжелого «Протона» - особое впечатление. Целый состав медленно перемещает гиганта к старту. Однако старожилы говорят, вот в ноябре 88-го было зрелище. Тогда два мощных тепловоза по параллельным веткам на специальной тележке вывозили на старт связку «Энергия-Буран».
«Мы видели. Я на смене был. Сидели, смотрели, удивлялись, какие огромные машины», - вспоминает машинист тепловоза Мулдаба Жаримбетов.
Сегодня здесь уже нет тех тепловозов, на которых вывозили триумф отечественного ракетостроения. Также как и не осталось рельсов с царским клеймом, которые вели к стартовой площадке. Но осталась память и рассказы отца, после которых и пришел на космическую железную дорогу Александр Носов.
«Он машинистом отработал, попал сюда в Тюра-Там, засекреченные машинисты тогда были. В 57 году здесь был паровоз, который на пьедестале стоит. Отец возил на нем щебенку сюда, строительство открывалось, воду возил для солдат», - рассказывает начальник локомотивно-вагонного депо Александр Носов.
Ныне «отцовский» паровоз - на пенсии, украшает вход на станцию Городская. Для горожан и гостей Байконура - просто памятник. А для местных путейцев - символ славной истории покорения космоса, в которой железная дорога сыграла одну из главных ролей.
| |