|
В Норвегии вспоминают погибших во время двойного теракта 22 июля 2011 года. В тот день Андерс Брейвик сначала организовал взрыв в центре Осло, а затем устроил кровавую бойню в молодежном лагере на острове Утойя.
Жертвами террориста стали 77 человек. Приговор Брейвику вынесут через месяц. А сегодня Норвегия скорбит.
С момента двойного теракта - год. Но последствий взрыва в центре норвежской столицы все равно не скрыть. Хотя пытались. Выбитые окна закрыли фанерой, завесили, чтобы не было пугающих черных дыр. Остальное в памяти: хаос, паника и, тогда, неизвестность - кто и зачем взорвал мирный скандинавский город. Грета - из соседнего дома. Во время теракта была на каникулах. Уезжала из благополучного района, вернулась в руины.
«Произошло то, что в Норвегии даже представить себе невозможно. Конечно, я была в шоке. Жизнь продолжается, но каждый раз, когда я прохожу мимо, я думаю об этом. Мы все много думаем об этом», - рассказывает Грета Майсингзедт.
Думают каждый день, пока террористу не объявлен приговор. Норвежского гражданина Андерса Беринга Брейвика не пришлось выслеживать. Он сдался сам, в тот же день, 22 июля 2011 года. И со скамьи подсудимых начал доказывать, что не разделяет идеи мультикультурализма, поэтому взорвал и расстрелял 77 своих сограждан. Их всех вспоминают сегодня. Простые норвежцы, политики, королевская семья. Для норвежской монархии это еще и личная трагедия. Во время теракта погиб сводный брат кронпринцессы Метте-Марит. Он работал охранником в молодежном лагере на Утойе, куда Брейвик отправился, взорвав 500 килограммов тротила в Осло.
Паром, на котором на остров добрался Андерс Брейвик, с места больше не тронется. До Утойи с этого берега всего около шестисот метров, совсем рядом. Но вода безумно холодная, и шансов проплыть это расстояние, чтобы выжить, спастись от рук террориста у подростков почти не было. Год назад здесь погибли 69 человек, младшим из них было 14 лет.
Оба берега патрулируют полицейские. Остров закрыт. Исключение сделают только для родственников пострадавших и погибших. Близких легко узнать. По отрешенным взглядам. Многим до сих пор непонятно, как такое могло случиться в благополучной Норвегии, почему спасательная операция затянулась на несколько часов, и на помощь детям первыми бросились не полицейские, а жители соседних домов.
«Никто не думал о страхе, просто увидели детей, в панике, взывающих о помощи. В тот момента не думали, просто действовали», - вспоминает участница событий Туна Кристиансен.
Они живут совсем рядом, часто приезжают - просто оставить у кромки воды цветы. На глазах даже через год слезы. Говорят, что скучают по смеху и музыке с того берега.
«Знаете, это лето такое странное. Такое тихое. Не хватает песен и хохота. Мы надеемся еще их услышать. Может быть, в следующем году?», - не теряет веры в то, что все вернется на круги своя, местная жительница Хильда Ольдегот.
Но собственники острова - молодежное крыло правящей в стране «Рабочей партии» - уже решили: нет. Теперь только для траурных церемоний. Сегодня же скорбит вся нация. Людно везде, кроме площадки у суда. В процессе над террористом Андерсом Брейвиком - перерыв. Слушания закончились, вердикт вынесут 24 августа. Впервые за год после трагедии вокруг здания ни железных заграждений, ни усиленных мер безопасности. Убрали все, и как будто неслучайно отмывают даже окна в зале заседаний. О случившемся норвежцы хотели бы забыть, но также хорошо понимают, что будут помнить.
| |