|
Беларусь и Россия подписали контракт на строительство первой белорусской АЭС. После ее введения в эксплуатацию Минск рассчитывает стать экспортером электроэнергии, а также уменьшить сразу на четверть объем ежегодных закупок российского газа. Но удастся ли Беларуси снизить зависимость от российских энергоносителей (их доля в энергобалансе страны составляет сегодня почти 90%) - вопрос спорный.
Строя первую в стране АЭС, Беларусь планирует уменьшить закупки газа из России. Но возведение станции по проекту Росатома и на российские деньги лишь усилит энергозависимость Минска от Москвы.
18 июля Беларусь и Россия подписали контракт на строительство в районе Островца, что в Гродненской области, первой белорусской АЭС. После ее введения в эксплуатацию Минск рассчитывает стать экспортером электроэнергии, а также уменьшить сразу на четверть (5 миллиардов кубометров) объем ежегодных закупок российского газа.
Но удастся ли Беларуси снизить зависимость от российских энергоносителей (их доля в энергобалансе страны составляет сегодня почти 90%) - вопрос спорный. Ведь строится новая АЭС по проекту Росатома и с использованием многомиллиардного российского кредита. Кроме того, ядерное топливо для станции также будет поставляться из России.
Москва хочет усилить влияние в регионе
Россия спешит опередить Польшу и Литву, которые также планируют строить АЭС. Пока Варшава анализирует экономическую выгоду от своего проекта, а Вильнюс намеревается провести референдум о возведении новой АЭС в Висагинасе, Москва может построить в регионе сразу несколько атомных станций.
Усилить свое энергетическое влияние Россия рассчитывает после сдачи в эксплуатацию двух блоков Балтийской АЭС в районе Калининграда и четырех блоков Ленинградской АЭС-2. Третьим в этом ряду стоит сооружение в 20 километрах от литовской границы двух блоков Белорусской АЭС общей мощностью в 2,4 тысячи МВт по типовому проекту Росатома «АЭС-2006». Их планируют запустить в 2018 и 2020 годах.
Не было ни гроша, и вдруг алтын
Решив обзавестись собственной атомной станцией, Минск преследует свои цели. С ее появлением, по словам президента Беларуси Лукашенко, «у нас бы исчезла зависимость по электроэнергии, и мы бы имели полную энергетическую безопасность».
Минск предпочел именно российский проект «АЭС-2006» всем остальным, так как после долгих переговоров Москва согласилась профинансировать не только строительство самой станции, на что Беларусь попросила 6,5 миллиардов долларов, но и необходимой для ее функционирования инфраструктуры - а это еще свыше 3 миллиардов.
К кредиту, который Беларусь будет выплачивать в течение 15 лет после десятилетней отсрочки, российская сторона обещает дополнительное финансирование в 10 процентов от суммы долга - это еще миллиард долларов.
По странному стечению обстоятельств контракт на строительство АЭС близ Островца был заключен ровно через год после того, как 17 июля 2011 года обрушились металлоконструкции (такое ЧП случилось впервые в истории российского атомстроя) на возводимой Ленинградской АЭС-2. В предвкушении больших денег Минск закрыл на это глаза. Атомную энергию белорусская государственная пропаганда рисует как безопасную и дешевую, всячески поддерживая при этом миф об избавлении в будущем от энергетической зависимости от Москвы.
Кредитная удавка для Беларуси
Но «не зависеть от цен на нефть, газ и другие ресурсы», как отметил российский премьер Дмитрий Медведев, Беларусь сможет только при реализации других долгосрочных совместных проектов. Условия их выдвигает Россия, теперь уже открыто требующая приватизации наиболее ценных белорусских активов в пользу российского бизнеса.
Подводные камни ожидают Минск также и в связи с расчетом окончательной стоимости Белорусской АЭС, которая станет известна не раньше 2013 года после разработки, государственной экспертизы и утверждения проекта. Смета может повыситься, как и стоимость российского ядерного топлива (цены на уран растут), утилизации отходов и привязки типового проекта станции к конкретной местности. Увеличение финансирования от первоначально запланированного, скорее всего, потребуется и в процессе строительства реакторов. Да и закрытие АЭС через 50 лет эксплуатации обойдется будущим поколениям белорусов в немалую сумму.
Поскольку собственных средств на АЭС у Беларуси нет, она может рассчитывать только на новые кредиты, увеличивая госдолг. В таких условиях даже после пуска атомной станции вряд ли можно надеяться на снижение тарифов на электроэнергию. Принимая «царский подарок» Москвы в виде АЭС «под ключ», построенную на российские же деньги, Минск рискует попасть в экономическую ловушку и оказаться в еще большей зависимости от восточного соседа.
| |